– Я думаю, что на сегодняшний день тот объём задач, который решает Министерство просвещения, региональные органы управления образованием по обеспечению режима обучения в удалённом доступе, на самом деле находится в приоритете, и мы пока не можем дать оценку, насколько эффективно или неэффективно происходит этот процесс. Мы знаем, что с этим не справляется практически ни одна платформа, поскольку количество детей, которые должны быть охвачены этой удалённой формой обучения, превышает 16 миллионов человек. Это только в школах. И, к сожалению, технологически, я уже не говорю, что содержательно, мы оказались к этому не готовы. Я наблюдаю у себя дома, как моя внучка – второклассница 4-5 часов сидит у экрана компьютера, а учитель в привычном для неё формате работает с учениками. Кстати, весьма изобретательно, но тем не менее это, конечно, не онлайн, это режим видеоконференцсвязи, который мы хорошо знаем..
Поэтому я здесь вижу две взаимосвязанные проблемы.
Первая проблема – массовый формат распространения подобного рода обучения, когда ребёнок слушает учителя у монитора компьютера в течение нескольких часов. И если мы не решим этот вопрос, то мы получим просто поколение людей с испорченным зрением через 2-3 месяца. Напомню, у детей нормы нахождения у экрана значительно меньше, чем у взрослых, в начальной школе – это примерно 20 минут в течение одного урока.
Это международные подтверждённые данные даже с учётом современных мониторов и дисплеев компьютеров.
И второе – это обеспечение качества образования, потому что многие платформы, которые сегодня подключены для решения задач дистанционного обучения,как правило, предоставляют примитивный контент, когда дети в бесконечном количестве решают.
Короче говоря, полноценных платформ, которые реально помогают организовать образовательный процесс, очень мало, наша платформа является одной из них.
Безусловно, сейчас родители девятиклассников и одиннадцатиклассников и сами дети находятся в состоянии паники, поскольку впереди ОГЭ и ЕГЭ. И если ОГЭ – это не такая большая беда, то ЕГЭ – это всё-таки инструмент для поступления в вузы, хотя на сегодняшний день уже для всех очевидны все минусы этой формы Государственной итоговой аттестации. Поэтому я не могу не согласиться с Анзором Ахметовичем Музаевым в том, что обеспечить приём ЕГЭ на дому для 750 тысяч человек – нереально, с учётом тех требований (к технике, безопасности и т.д.), которые предъявляются у нас к этой форме испытаний. Безусловно, это нереально, даже денег не хватит никогда на такое. Кроме того, конечно, разработать в столь короткие сроки технологическую платформу, где дети могут регистрироваться и решать эти задачи, наверное, тоже невозможно. Я бы, честно говоря, сейчас думал немножко о другом с учётом сложившейся ситуации и неочевидности обеспечения качества образования. Это без всяких обид на наших учителей, директоров школ, руководителей образования. Эта ситуация сложилась у всех во всём мире, и все по-разному в мире с ней справляются. Я, например, точно знаю, поскольку у наших друзей дочь – учитель в английской школе, в Англии объявлено об отмене выпускных экзаменов в традиционном формате, и поступление детей в вузы будет обеспечиваться на основе итоговых школьных отметок.
И эти условия приняли университеты и школы Великобритании и, естественно, семьи, потому что подготовка к ЕГЭ в традиционном формате, даже если это будет в начале июня – это тоже достаточно сложная и в техническом, и в управленческом смысле процедура. Но мы с вами не можем с точностью сказать, что к этому моменту мы победим коронавирус, и наши дети будут в полной безопасности с этой точки зрения. Поэтому на сегодняшний день я бы, честно говоря, понимая всю сложность и неоднозначность ситуации, в которую мы попали, в большей бы степени склонялся бы в пользу этого решения, поскольку его реализовать менее затратно, и доверился бы нашим учителям, директорам в этой оценке, запросил бы мнение ректоров вузов, что они думают по этому поводу, какие формы вступительных испытаний они предлагают в этой сложившейся ситуации 2020 года.