Экспертное мнение // Статья

«При дистанционном обучении важно организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников»

  • 20 марта 2020
  • 1000

«При дистанционном обучении важно организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников»
Фото: grozniy.bezformata.com

Сегодня в педагогической среде горячо обсуждается, как комфортно перейти к дистанционному обучению. На что стоит обратить внимание учителю, который решил организовать дистанционный урок с классом.

1. Четко ставьте цель перед учениками

Сейчас встает вопрос о развитии самодисциплины учеников для того, чтобы можно было организовать эффективное дистанционное обучение. И задача учителя при организации урока в дистанционном формате – не просто передать ученику определенный объем новой информации, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Для этого в каждом материале дистанционного урока должна быть точно определена цель перед учениками, которую они должны достичь. Например, в рамках совместного с учениками онлайн-урока стоит чаще комментировать действия («Так, я переключаю слайд, все смотрим. Дайте ответ на вопрос…»), обращать внимание участников на то, какой результат ждут от выполнения задания.

2. Ограничивайте время на выполнение задач

Основным барьером при подготовке к такому уроку может стать управление классом в дистанционном режиме. Очень сложно себя организовать, а тем более ребенку, когда нет контроля со стороны взрослых или педагога. Важно проводить групповые занятия по аналогичному расписанию, как это принято в традиционном обучении. В рамках совместного онлайн-урока обращайте внимание на состав участников, отмечайте посещение («Вижу Сашу, Дашу..., уже 16 человек, хорошо! Остальные, кого ждали к подключению, будут считаться опоздавшими»). Объясните, что занятия важно начинать вовремя. Для учеников должны быть строгие временные рамки для изучения нового материала и отработки на практике полученных знаний. В ходе онлайн-урока, например, просите коротко ответить в чате тех, кто закончил задание. Если ответов мало, обращайте на это внимание. Необходимо, чтобы ученики понимали, что от занятий не стоит отвлекаться.

3. Урок должен состоять из разных видов заданий

Стоит обратить внимание и на подготовку материалов для школьников. Поскольку, речь идет не просто о видео-лекции или работе с новым материалом. Одно из условий эффективного дистанционного урока – это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий. Включите в урок просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание.

4. Все ученики должны быть в равных условиях

Объем информации и задания должны быть идентичными. Подобрать подходящие учебные материалы для учеников можно сейчас на ресурсах, предлагаемых Министерством просвещения. Кроме того, организовать самостоятельную работу учеников возможно с помощью онлайн-сервиса «Классная работа» на цифровой образовательной платформе LECTA, где также сейчас открыт бесплатный доступ к учебникам, хорошо знакомым учителям. В электронных учебниках достаточно интерактивных заданий, которые могут быть использованы для организации занятий. Например, параграфы на тему клеток в учебниках по биологии включают интерактивную карту строения растительной клетки, диаграмму химического состава с аудиокомментарием, видео о жизнедеятельности клеток и иллюстрации, которые увеличиваются при нажатии.

Очевидно, что сейчас перед участниками учебного процесса должно открываться больше возможностей для дистанционного обучения. Качественное образование должно быть доступно каждому не только в школе, но и за ее пределами. Но следует помнить, что при всем многообразии цифровых ресурсов основным инструментом участников учебного процесса является учебник – в печатной и электронной формах (свободный доступ к которым уже есть). Следующий ключевой шаг – выстроить алгоритм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, которое нас ждет в ближайшее время, и определить канал коммуникации между педагогом и обучающимся.

Елена Долгих,
кандидат педагогических наук,
директор центра дистанционного обучения корпорации «Российский учебник»




Новости





























































Поделиться