BIG DATA // Новость

Что нужно для быстрого перехода к формату «мобильная школа»


Что нужно для быстрого перехода к формату «мобильная школа»
Фото: sun1-83.userapi.com

В начале этого учебного года никто не предполагал, что возникнет необходимость быстрого и массового внедрения дистанционных форм образования в общеобразовательной школе. Закреплённые в ст.15, 16 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» возможности школы в плане электронного образования, дистанционных образовательных технологий, различных форм получения образования для многих оставались лишь возможностями, но не необходимой реальностью. О них знали, но не думали, не продумывали сценариев и моделей масштабной реализации.

Конечно, согласно ФЗ № 273, школа организует обучение в очной, очно-заочной и заочной формах. Однако, нигде не регламентировано, что очно-заочная и заочная формы обучения должны реализовываться с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, могут, но не обязаны.

Кроме того, возникают споры и в отношении точности употребления формулировок понятий «дистанционное образование» и «дистанционные образовательные технологии», появляется формулировка «дистанционные формы получения образования». Из ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16):

«Электронное обучение — это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников (на расстоянии)».

Стремительно развивающиеся события привели к потребности в создании интегрированной модели массовой школы, традиционной и онлайн школы одновременно. Организации, способной функционировать самостоятельно, быстро переключаясь при необходимости с одной модели на другую или реализующей две модели одновременно. Такой современный вариант школы можно назвать «мобильная школа».

Конечно, все образовательные организации серьезно занимаются вопросами безопасности, ежегодно проводятся тренировки противопожарной и противотеррористической безопасности, разрабатывают четкие алгоритмы, каждый участник образовательных отношений знает порядок своих действий. Однако алгоритмов перевода массовой школы в формат мобильной школы на определенный временной период нет и никогда не было.

Сегодняшняя реальность такова, что кроме двух статей закона с определениями(ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»у нас нет ни необходимой нормативной базы, ни опыта, ни четких алгоритмов и минимальных требований к дистанционной форме функционирования школы на определённый период, включая механизмы входа в режим функционирования в виде мобильной школы и выхода из него в последствии.

Сформулируем основные элементы данной модели массовой школы в виде мобильной школы (реализующей одновременно очное и электронное обучение, либо варьирующей в течение учебного года в реализации переходов от очного к полному электронному обучению и обратно).

Ключевой фигурой перехода школы к электронному обучению в сжатые сроки становится учитель, причём в позиции организатора обучения и организатора включенности обучающихся в образовательный процесс. Функции учителя: организация и поддержка процесса, мониторинг и анализ, экспертиза.

Не менее важным элементом модели является процесс, предусматривающий уход от традиционных форм и методов реализации образовательных программ, возможно уход от традиционного деления учебных дисциплин к перспективному укрупнению учебного материала и интеграции различных учебных дисциплин в учебные блоки.

Третьим важным звеном модели мобильной школы является система мониторинга и сопровождения, включая психологическое сопровождение, мотивацию, процессы рефлексии.

Естественно необходимо в максимально сжатые сроки обеспечить документальное сопровождение реализации модели мобильной школы.

Порядок «вхождения» в новую модель предполагает наличие рисков и дефицитов в техническом оснащении школ и участников образовательного процесса, низкий уровень базовых ИКТ компетенций участников образовательных отношений, неспособность существующими решениями обеспечить непрерывность образовательного процесса, эффективность и результативность. Затрудняются процессы взаимодействия, планирования и контроля образования.

Порядок «выхода» и функционирования в штатном режиме также определяет риски, среди которых разница уровня усвоения учебного материала школьниками (очевидно, в новой ситуации электронного обучения многие окажутся неготовыми к самостоятельной организации и принятию ответственности за собственно образование. Вот так становятся очевидными тенденции и тренды современного образования («чему учить?»). Ещё одним риском будет учёт результатов электронного обучения и механизмы регулирования процедур оценивания.

И, наконец, главный риск — стремительное увеличение количества обучающихся и их законных представителей, которые в последствии предпочтут получение образования вне образовательной организации в форме семейного образования, либо изменят форму получения образования на очно-заочное или заочное образование. Риск в данном случае в неготовности общественных институтов к такому массовому оттоку учащихся из общеобразовательных школ, который приведет к стремительному росту репетиторства, сложностью оценки качества такого образования, а в последствии, как показывает практика, к формированию негосударственных образовательных институтов (семейных школ) по сути своей схожих с обычной малокомплектной общеобразовательной школой.

В последние недели быстрой организацией дистанционного обучения озадачился похоже весь мир. Но подходы к этой организации совершенно разные.

Можно выделить три основные линии действий.

  1. Стремительно создаются платформенные решения, что называется «с нуля» (разрабатываются обучающие платформы, контент-платформы, какие-то структуры LMS). При этом активно включаются разные готовые образовательные онлайн продукты, которые предоставляют свои ресурсы на период карантина совершенно бесплатно (заявляются до 70 дней, до 90 дней с возможностью продления) и прописывают в виде памяток свои возможности.
  2. Стремительно отбираются и интегрируются существующие решения. В срочном порядке описываются возможности существующих решений, создаются памятки для учителей: как подключиться, как подключить учеников, какие требования, какой минимальный набор возможностей использовать и как реализовать конкретную опцию (например, как создать и отправить домашнее задание из существующего или найденного и отобранного контента). Так возможно самоорганизуются различные маркетплейсы, что называется «снизу» (от потребителя).
  3. Третья линия действий: в процессе организации дистанционного обучения. Школам и учителям предложили свободный и удобный для них выбор с минимальным описанием набора функций, которые скорее всего будут нужны (видеозвонок, получение обратной связи, создание и отправка текста, теста, видео, возможности совместного комментирования и так далее), но сконцентрировались на стратегии организации дистанционного обучения и мотивации участников (учителей, учеников и родителей)!

Интегрируя все три линии получаем, что для реализации быстрого перехода к формату «мобильная школа» необходимо четкое понимание ресурсного обеспечения, организационного сопровождения и механизмов взаимодействия.

Основные вопросы

Ответы на них помогут школе при переходе к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), или интеграции очного и электронного обучения (при свободном посещении уроков обучающимися) может выглядеть таким образом:

– Как участники образовательных отношений будут проинформированы о переходе школы на смешанные формы (очное и электронное с использованием ДОТ) либо только на электронное с использованием ДОТ, либо возврат на очное обучение?

– У всех обучающихся есть устройства, доступ к сети Интернет?

– Все ли обучающиеся имеют адекватный контроль со стороны родителей, могут рассчитывать на поддержку?

– Может ли онлайн-обучение в школе начаться немедленно (какими ресурсами или что препятствует)?

– Как будет использоваться школьный сайт?

– Есть ли в школе электронный журнал, электронный дневник или другая возможная структура LMS, есть ли блоги классов или страницы в социальных сетях, где возможна регулярная коммуникация (сформировать банк возможных каналов коммуникации по каждому классу)?

– Кто и каким образом сможет осуществлять техническую поддержку учителям и семьям в переходный период к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (помощь в установке и наладке)?

– Как будет выглядеть школьный день-неделя при интеграции очного и электронного обучения с ДОТ, только в формате электронного обучения с ДОТ (кто и чем будет занят)?

– Будут ли использоваться видеоконференции, другие способы визуального взаимодействия учителей и обучающихся (скайп, zoom, вебинары)?

– Как будет сформировано расписание интеграционной модели (очно+дистанционно) и только дистанционно? (помним, что это ни в коем случае не дублирование очного расписания).

– Как будет происходить «доставка» заданий обучающимся (регулярность, частота, ресурсы)?

– Какие инструменты онлайн-обучения будут использованы (существующие платформы, собственные резервы, ресурсы информационно-библиотечного центра)?

– Как учителя будут проверять задания учеников, их вовлеченность в образовательный процесс, эмоциональное состояние при новой для них форме обучения?

– Как получить обратную связь от семей: способы коммуникации и регулярность (нужно продумать и определить)?

– Как организовать учебный день обучающегося: время онлайн общения с преподавателями, с другими обучающимися, с заданиями; время оффлайн самостоятельного выполнения заданий, режим отправки заданий учителю?

– Как будут поддерживать учителя обучающихся, мотивировать к обучению и каким образом, как будут поддерживаться учителя?




Новости





























































Поделиться