Иляна Мамонова, ученица 8-го класса из Элисты, знает больше 100 выпускников своего лицея. Ей удалось сплотить их ради общей цели — создать эндаумент, который она сама же инициировала. В итоге школьное сообщество собрало 2,2 млн рублей, а Иляна стала финалистом Rybakov Endowment Challenge — конкурса для старшеклассников-лидеров от Legacy и Игоря Рыбакова. По условиям конкурса Игорь Рыбаков внес в общую кассу еще 1,5 млн рублей — и в конце декабря эндаумент Элистинского лицея открылся. Доход пойдет прежде всего на выплату премий учителям. А Иляна будет получать годовую стипендию. Иляна рассказала, как собирала сообщество выпускников и что она хотела бы изменить в своей школе.
Я бы никогда не подумала...
Поучаствовать в REC мне предложил один из выпускников лицея: нужно было договориться с директором о создании эндаумента, найти меценатов и собрать минимум 1,5 млн рублей.
Я загорелась этой идеей, но, честно говоря, она мне казалась абсолютно нереалистичной: мой лицей очень маленький.
Но я поверила, что у меня все получится, когда услышала кучу положительных отзывов на идею. Первым заданием конкурса было поговорить с директором лицея. Я основательно подготовилась, все расписала на листочке — и пошла. Елена Эдуардовна Ширипова отреагировала положительно и помогала мне на протяжении всего конкурса.
Я сделала постеры про REC. Опубликовали информацию в соцсетях лицея. Родители, друзья, одноклассники — всем понравилась задумка, а мой брат, выпускник лицея, стал одним из меценатов. Он сказал, что эндаумент — отличный подарок к 30-летию лицея.
Учителя советовали, к кому из выпускников обратиться. А те, в свою очередь, советовали других выпускников. Мы открыли чат в Whatsapp, куда каждый день приходили идеи, предложения. В какой-то момент пожертвования стали приходить ежедневно. «С миру по нитке — и голому рубашка»: я бы так назвала наш способ фандрайзинга.
Единственная офлайн-встреча прошла, когда мы уже создали эндаумент: в Москве очень много выпускников лицея, и они решили отпраздновать это событие.
Я бы никогда не подумала, что смогу собрать столько людей ради общей цели, а это же так круто! Хочется верить, что мой пример вдохновит других ребят менять мир вокруг себя.
Перед выступлением на Rybakov Talks накануне вручения премии Rybakov Prize, 01.02.2020 в Москве
Что бы я изменила
Что бы я изменила? Способ подачи материала на уроках.
Мне бы хотелось, чтобы учителя и ученики чувствовали себя на равных, комфортно и уютно. Чтобы ученики кайфовали от получения знаний, а учителя — оттого, что дарят их ученикам.
Идеальная школа для меня — та, где ученик чувствует себя нужным и ценным вне зависимости от своих оценок и неудач.
Почему учитель улыбается
На мой взгляд, самая большая благодарность для учителя — это осознание, насколько сильно ученик его любит, уважает и помнит.
Выпускники приходят на ежегодные встречи, заходят повидать педагогов, иногда заглядывают в класс. Одна выпускница помогает школьникам готовиться к олимпиадам по истории. Другая учится в Стэнфорде, в начале года приходила рассказать о своей жизни и учебе в Америке.
Еще они ежегодно собирают деньги на премии учителям и выплаты школьникам, показавшим успехи. Но наш сбор в 2,2 млн рублей в эндаумент — это пока рекорд.
Иляна со своим классом
Что будет дальше
У меня очень много увлечений: я рисую, обожаю слушать музыку, танцевать (но только когда остаюсь одна). Мне интересно гуманитарное направление, но я все еще не решила, кем хочу быть, и, признаться честно, мне становится страшно, когда я думаю об этом. Наверное, мне не хватает среды, которая поможет проявить свои способности, отчасти оттого, что я живу в маленьком городе. Моя мечта — переехать жить в большой город, где я бы полностью смогла реализовать себя и развиваться.
Здорово, что REC помог мне раскрыться. Я развила коммуникационные способности, смогла не стесняться себя.
Иногда я сталкивалась с недоверием взрослых, но это мотивировало двигаться дальше, доказать, что я могу добиться моей цели.