Образовательная политика // Колонка

О термине «компетенция» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»


О термине «компетенция» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Фото: charismaschmiede.de

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» термин «компетенция» используется 22 раза. Из них 11 раз в значении «совокупности полномочий в определенной сфере деятельности, управления» и 11 раз в значении, которое в федеральном законодательстве не имеет определения. Таким образом при подготовке и принятии Закона двояким образом грубо нарушена юридическая техника:

  1. один и тот же термин используется в разных значениях;
  2. значение используемого в законе термина не имеет определения.

В части 1 статьи 73 профессиональное обучение определяется как «приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции… получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования». Согласно части 1 статьи 74, «профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена». Из этого можно сделать вывод, что под «профессиональной компетенцией» понимается абсолютно то же самое, что и под «профессиональной квалификацией».

Кроме того, согласно части 7 статьи 11, посвященной федеральным государственным образовательным стандартам, «формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». Однако в законодательстве Российской Федерации профессиональный стандарт определяются как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Ни в одном профессиональном стандарте не содержится требований к «профессиональным компетенциям» - содержатся требования к уровню квалификации.

С этой точки зрения термин «профессиональная компетенция» представляется излишним.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования термин «компетенция» встречается всего три раза: «социальные компетенции» при описании личностных результатов освоения программы основного общего образования, «компетенция в области использования ИКТ» при описании результатов освоения программы основного общего образования по предмету «Информатика» и «иноязычная коммуникативная компетенция» по предмету «Иностранный язык». При этом, что понимается под этими терминами, в стандартах не раскрывается.

Таким образом, термин «компетенция» с точки зрения целей образовательного законодательства представляется совершенно излишним, а с юридикотехнической точки зрения – вредным.

Целесообразно изъять его из законодательства об образовании и использовать вместо него термин «способность», имеющий вполне определенное значение – «владение способом делания (деятельности)» и действительно широко используемый при описании требований к результатам освоения образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах. Там же, где речь идет о приобретении обучающимся профессиональной квалификации, использовать термин «квалификация».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube