Статистка показывает – в обществе растет потребность в репетиторах. В чем причина? Низкое качество образования в школе? Отсутствие индивидуального подхода к детям? Стремление родителей перестраховаться в борьбе за бюджетное место, число которых из года в год уменьшается?
Причин много. Ситуация отличается по регионам. Скажу о том, что сегодня больше всего напрягает меня.
У нас в регионе, где уровень доходов населения невысок, все равно актуальна тема репетиторства. В маленьком городе родители нанимают репетиторов среди учителей, многим накладно возить в столицу к вузовским репетиторам. Как реагировать на это? Могу только потребовать у своих учителей не заниматься репетиторством с учениками своей школы. И все. Понимаю, что репетиторство – это дополнительный доход для семьи при невысокой зарплате.
То, что школа сдает свои позиции, а учитель перестал быть единственным источником знаний – реальность.
На мой взгляд, в обществе растет неверие в способность школы и педагогов обеспечить тот уровень качества образования, те компетенции, которые нужны выпускникам уже сегодня, а тем более завтра, через 5–10 лет, когда им придется жить в эпоху неопределенности.
Если проанализировать все то, что сейчас происходит в школе, можно понять родителей и их отношение к системе общего образования. Школа не свободна, учитель не свободен, мы погрязли в повседневной погоне за результатами ВПР, ЕГЭ, различных мониторингов и исследований, в ответах на многочисленные предписания по результатам проверок, бумажной рутине. О статусе учителя, его успешности и рассуждать не хочется.
О какой эффективной образовательной программе школы, о какой индивидуализации может идти речь в казенной образовательной организации, где ни директор, ни сам коллектив не могут управлять собственными ресурсами? Разработка образовательной программы школы из коллективного творчества детей, родителей и педагогов превратилась в рутинное переписывание примерной (рекомендованной) программы.
Я уверен, что в школе и педагогах заложен огромный потенциал, но для его развития нужна свобода, прописанная в ФЗ-273, но зажатая последующими подзаконными актами.
Недавно был на родительском собрании начальной школы. Всегда с директором встречаются после собрания мотивированные родители. Подошла мама ученицы 3-го класса, спросила: «К кому из учителей города пойти на репетиторство для подготовки… к ВПР?» Печально и грустно, порой опускаются руки, когда встречаешь такую мотивацию родителя.
Вспоминаю те годы, когда ЕГЭ вводился по регионам в экспериментальном режиме. Мы на конференциях, семинарах, в дискуссиях с упоением обсуждали, что ЕГЭ покончит с вузовским репетиторством, коррупцией. Что будет создана независимая от ведомства служба по проведению итоговой аттестации, что для всех желающих будет открыта база данных с заданиями КИМов, что результаты ЕГЭ будут личными результатами конкретного ученика, а не школы… и еще многое другое.
Действительность не оправдала ожиданий. Да, в ЕГЭ есть несомненные достоинства, за последние годы много сделано для повышения объективности результатов. Но то, что родители буквально сходят с ума в погоне за баллами ЕГЭ, совершенно не интересуясь другими результатами образования, которые получают их дети, говорит о том, что не все ладно в нашей системе.
Сама вертикаль оценивает школу только по результатам ВПР, ЕГЭ, мониторингов. За чем гонимся, то и получаем.
А тут еще история с переписыванием ФГОС, когда даже не проанализированы результаты внедрения действующего, нет в обществе понимания, куда мы с этим ФГОС пришли.
Одно обнадеживает – выпускники прошлых лет приходят, пишут, вспоминают с благодарностью школу за те компетенции, которые им позволили сейчас быть успешными.