ЕГЭ // Колонка

«Школа сдает свои позиции, а учитель перестал быть единственным источником знаний»


«Школа сдает свои позиции, а учитель перестал быть единственным источником знаний»
Фото: i.pinimg.com

Статистка показывает – в обществе растет потребность в репетиторах. В чем причина? Низкое качество образования в школе? Отсутствие индивидуального подхода к детям? Стремление родителей перестраховаться в борьбе за бюджетное место, число которых из года в год уменьшается?

Причин много. Ситуация отличается по регионам. Скажу о том, что сегодня больше всего напрягает меня.

У нас в регионе, где уровень доходов населения невысок, все равно актуальна тема репетиторства. В маленьком городе родители нанимают репетиторов среди учителей, многим накладно возить в столицу к вузовским репетиторам. Как реагировать на это? Могу только потребовать у своих учителей не заниматься репетиторством с учениками своей школы. И все. Понимаю, что репетиторство – это дополнительный доход для семьи при невысокой зарплате.

То, что школа сдает свои позиции, а учитель перестал быть единственным источником знаний – реальность.

На мой взгляд, в обществе растет неверие в способность школы и педагогов обеспечить тот уровень качества образования, те компетенции, которые нужны выпускникам уже сегодня, а тем более завтра, через 5–10 лет, когда им придется жить в эпоху неопределенности.

Если проанализировать все то, что сейчас происходит в школе, можно понять родителей и их отношение к системе общего образования. Школа не свободна, учитель не свободен, мы погрязли в повседневной погоне за результатами ВПР, ЕГЭ, различных мониторингов и исследований, в ответах на многочисленные предписания по результатам проверок, бумажной рутине. О статусе учителя, его успешности и рассуждать не хочется.

О какой эффективной образовательной программе школы, о какой индивидуализации может идти речь в казенной образовательной организации, где ни директор, ни сам коллектив не могут управлять собственными ресурсами? Разработка образовательной программы школы из коллективного творчества детей, родителей и педагогов превратилась в рутинное переписывание примерной (рекомендованной) программы.

Я уверен, что в школе и педагогах заложен огромный потенциал, но для его развития нужна свобода, прописанная в ФЗ-273, но зажатая последующими подзаконными актами.

Недавно был на родительском собрании начальной школы. Всегда с директором встречаются после собрания мотивированные родители. Подошла мама ученицы 3-го класса, спросила: «К кому из учителей города пойти на репетиторство для подготовки… к ВПР?» Печально и грустно, порой опускаются руки, когда встречаешь такую мотивацию родителя.

Вспоминаю те годы, когда ЕГЭ вводился по регионам в экспериментальном режиме. Мы на конференциях, семинарах, в дискуссиях с упоением обсуждали, что ЕГЭ покончит с вузовским репетиторством, коррупцией. Что будет создана независимая от ведомства служба по проведению итоговой аттестации, что для всех желающих будет открыта база данных с заданиями КИМов, что результаты ЕГЭ будут личными результатами конкретного ученика, а не школы… и еще многое другое.

Действительность не оправдала ожиданий. Да, в ЕГЭ есть несомненные достоинства, за последние годы много сделано для повышения объективности результатов. Но то, что родители буквально сходят с ума в погоне за баллами ЕГЭ, совершенно не интересуясь другими результатами образования, которые получают их дети, говорит о том, что не все ладно в нашей системе.

Сама вертикаль оценивает школу только по результатам ВПР, ЕГЭ, мониторингов. За чем гонимся, то и получаем.

А тут еще история с переписыванием ФГОС, когда даже не проанализированы результаты внедрения действующего, нет в обществе понимания, куда мы с этим ФГОС пришли.

Одно обнадеживает – выпускники прошлых лет приходят, пишут, вспоминают с благодарностью школу за те компетенции, которые им позволили сейчас быть успешными.



Другие статьи автора

Это только начало

Это только начало создания эффективной системы оценки деятельности директора. Если Рособрнадзор берется выстраивать такую систему, надо это приветствовать. И следует учитывать, что придется решать комплекс вопросов, связанных с предоставлением реальной самостоятельности школе и директору, с обеспечением его ресурсами для реализации своих полномочий

Новости





























































Поделиться