Психология // Новость

Как гаджеты помогают взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка


Как гаджеты помогают взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка
Иллюстрация: project.gym1505.ru

Сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которые исследовали влияние экранного времени на результаты развития детей, выяснили, что российские дети в возрасте 5-6 лет проводят с гаджетами в среднем от 20 до 40 часов в неделю.

Опросы проводили среди 1000 дошкольников и их родителей, рассказала на первом международном онлайн-симпозиуме памяти психолога Л.С. Выготского Екатерина Рыбакова, основатель Фонда «Университет детства», сооснователь Рыбаков Фонда.

На симпозиуме были представлены результаты масштабного исследования о влиянии гаджетов на эмоциональное развитие детей 5–6 лет, а также на развитие фонематического слуха и регуляторных функций.

В первой группе изучали эмоциональное развитие детей.

Выяснилось, что у детей, которые проводят с гаджетами до одного часа в день, эмоциональное развитие значительно выше, чем у тех, кто тратит на это более одного часа в день. Также у последних ярче выражена общая тревожность.

Но при этом, они лучше распознают некоторые эмоции по лицевой экспрессии, потому что хорошо выбирали фотографии, которые изображали детей в том или ином эмоциональном состоянии.

Другая группа детей прошла оценку фонематического слуха – дважды, с перерывом в один календарный год.

В краткосрочном эффекте пассивное экранное время (просмотр видео, мультиков) негативно влияет на способности ребенка обрабатывать вербальную информацию. А активное экранное время (игры, образовательные приложения и т.д.) не представляет значимой угрозы для развития фонематического слуха.

В долгосрочном эффекте опасения не подтвердились.

Также анализировали группы детей, которые пользуются гаджетами каждый день, через день, по выходным и раз в неделю. У последних более высокие показатели по методикам, оценивающие регуляторные функции.

«Принципиально важна роль взрослого человека при взаимодействии ребенка с гаджетом, – считает Екатерина Рыбакова, – именно взрослый помогает выбрать правильные мобильные приложения, игры или мультфильмы, тот контент, который будет не только интересным, но и развивающим для ребенка. Тем самым гаджеты помогут взрослому создать зону ближайшего развития для ребенка, о которой говорил выдающийся ученый Лев Выготский».



Новости





























































Поделиться