С 8 по 12 декабря Институт проблем образовательной политики «Эврика» проводит международное образовательное онлайн-путешествие для педагогов, управленцев и родителей по детским садам России, Европы и Азии.
11 декабря видеоэкскурсию по «Школе великих открытий» провели директор и организатор этого учебного заведения Ирина Кулешова и методист дошкольного отделения Наталья Зароченцева.
Эта частная школа была открыта в Одинцовском районе Московской области в 2003 году. В настоящее время ее посещают 225 детей, из них 95 занимаются в дошкольном отделении.
В детском саду есть группы для детей от 8 месяцев до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами; группы от 1,5 до 3 лет и от 3 до 6 лет.
Громкое название школы ее создатели объясняют так: здесь каждый день, каждый час, каждое мгновение ребёнок и взрослый открывают самого себя, свои возможности. И порой какие-то открытия могут стать великими и помочь определить свое место в жизни.
Совершать эти открытия помогает педагогическая система Марии Монтессори, которая считала главной задачей воспитания самореализацию ребенка через опыт мысли, чувства, действия. Этот опыт вырабатывается с раннего возраста через умение делать выбор и формирование самостоятельности. Ведущую роль в развитии этих качеств играет среда.
Например, самым любимым местом в среде для малышей от 8 месяцев до 3 лет является «мокрая зона», где у них есть возможность заниматься с водой: переливать, разливать, вылавливать, отжимать, мыть.
Есть упражнения с сыпучими материалами: манкой, пшеном, чечевицей, фасолью.
В творческих мастерских дети рисуют пальчиковыми красками, акварелью, гуашью, пастелью; лепят из теста, пластилина; вырезают, клеют и работают с разнообразными природными материалами.
В группе для детей от 1,5 до 3 лет вся обстановка способствует тому, чтобы научить малышей элементарным навыкам самообслуживания: у входа стоят вешалки для одежды, есть коврики для обуви. Дети учатся сами одеваться и обуваться и даже помогают в этом друг другу.
На кухне, где вся мебель приспособлена под рост детей, можно приготовить самую простую еду под контролем воспитателя, накрыть на стол, налить суп из кастрюли в свою тарелку, а потом помыть за собой посуду. На детской кухне есть механические мясорубки и соковыжималки.
Детей учат стирать в тазике, гладить настоящим утюгом с соблюдением требований безопасности, а также заботиться друг о друге и о братьях наших меньших (в группе стоят клетки с черепахами и хомяками).
С ранних лет ребят учат разделять мусор, бросая бумагу и пластик в разные корзины.
Вообще каждый вид деятельности – рисование, лепка, конструирование – заканчивается наведением порядка и чистоты.
Дети в старшей группе – от 3 до 6 лет – подметают и моют пол, забивают гвозди, учатся пришивать пуговицы.
Все эти бытовые навыки пригодятся в дальнейшей жизни и научат с уважением относиться к труду.
Большое значение придается и учебным занятиям, для которых тоже созданы все условия.
Есть в детском саду зоны для изучения математики и развития речи. Причем новые знания дети получают через тактильное знакомство с геометрическими фигурами (цилиндрами, конусами, квадратами), цифрами и буквами. Только после этого пишут, складывают, вычитают.
Наглядный материал представлен в большом количестве в виде кубиков, подвижного алфавита, цепочек для счета.
В познании мира здесь используется принцип от простого к сложному, от общего к частному.
Например, прежде чем приступить к изучению темы «Россия», ребятам рассказывают о космосе, о планете Земля и только потом о той стране, в которой они живут.
Конечно, не забывают и о театральных постановках, о спортивных секциях и обычных детских играх. Но наряду с традиционными формами работы есть особые, присущие только системе Монтессори.
К их числу относится круг – это коллективная деятельность, в которой дети учатся жить вместе: здороваться, уступать друг другу, быть терпеливыми и даже… слушать вместе тишину.
Педагоги «Школы великих открытий» подчеркивают, что одно из условий успешной работы – активное участие родителей в образовательном процессе. Для этого они должны принимать концепцию школы и разделять ее педагогические ценности.