Рецензия на урок // Статья

Урок первый, традиционный, или Как решать задачу, которой нет


Урок первый, традиционный, или Как решать задачу, которой нет
Иллюстрация: behance.net

Как проходят обычно открытые уроки, в которых участвуют дети, мы знаем. Чаще всего «открытые уроки» – это показательные выступления, из-за которых переживают сами педагоги и которое не очень любят ученики, потому что все происходит по заранее отрепетированному сценарию. А каким может быть урок для взрослых? Например, для учителей. И вовсе не открытый, а рабочая, так сказать, версия?

Мне удалось подсмотреть в Zoom целых три урока на семинаре для педагогов одной московской школы, который проводил Институт проблем образовательной политики «Эврика». Начну с первого.

Важно сказать, что финальным презентациям на пленуме предшествовала трехдневная работа с экспертами про развивающее и сетевое образование.

В дискуссии обсуждались различия между традиционным и развивающим обучением, особенности расшколивания и полилингвального образования. При этом разные образовательные системы обсуждались не по принципу «лучшая и худшая», а по принципу «в чем разница?»

Сами педагоги разделились условно на три группы: «традиция», «интеграция», «развитие». Им предстояла непростая задача – показать сценарий урока для детей начальной школы, используя возможности городского образовательного пространства (в этом суть «расшколивания») и цифровые технологии.

Первыми на сцену зума вышла группа «традиция». Все остальные сосредоточились и наблюдали с выключенными микрофонами.

– Итак, мы решили разработать урок по «Окружающему миру» для третьего класса. Тема: «Классификация животных». Задача для учителя – познакомить детей с различными группами животных.

Педагог перечисляет, как будет все происходить. Очень точно, вплоть до организационных моментов, все распланировано так, что каждый шаг расписан и регламентирован: минута на проверку, все ли дети вошли в виртуальный класс, все ли слышат и видят, что происходит на экране компьютера, три минуты на повторение, что ребята знали до урока, 10 минут на виртуальную экскурсию в Дарвиновский музей. Четкая и выверенная процедура, доведённая до ритуальности.

Дальше по сценарию учитель задает детям несколько вопросов, а дети могут поднять руку и ответить. Ключевое – поднять руку. «И все так чинно, благородно, по-старому», как говорил герой Вицина в фильме «Не может быть».

– А всех ли, дети, животных можно распределить по тем группам, которые мы знаем? И всех ли животных мы с вами видели, знаем и прошли?

Дети должны вспомнить пройденный материал.

Я представила, как после работы по теме урока с экскурсией дети уныло возвращаются обратно в виртуальный класс «для первичного закрепления ими просмотренной экскурсии».

Первичного. Закрепления. До этого была актуализация знаний, а потом будет вторичное закрепление. Параллельно про себя отмечаю, как точно педагоги вжились в роль, соблюдая привычный для традиционной школы тезаурус.

Потом учитель предлагает поиспользовать МЭШ (Московская электронная школа. – Прим. ред.) и раскидать мышкой животных по группам.

(Улыбаюсь, мышкой – животных, смешно.)

Но педагог не смеется – она же в роли.

На вторичном закреплении детям снова задают вопросы:

– Каких вы видели животных сегодня? Может быть, кто-то в первый раз видел ёжика? И к какой группе его можно было бы отнести?

А после – «детская рефлексия», на одну минуту, чтобы дети смайликами обозначили, как им понравился урок.

– Это могут быть смайлики улыбающиеся, если ребенку понравился урок, либо грустные, либо равнодушные смайлики, потому что ребенок с чем-то не справился, и у него возникли трудности, – говорит учитель, словно убеждая коллег в том, что у детей есть выбор.

(Я, конечно, внутри возмущаюсь: мол, смайликов вообще-то в разы больше, чем три, но тут же успокаиваю себя, вспоминая правила игры.)

И под конец, разумеется, домашнее задание (его наверняка будут делать ответственные родители, подумала я) в виде теста в МЭШ, которое оценивается автоматически.

– Это всё, что мы могли придумать за такое короткое время, – докладывает спикер от группы «Традиция».

– Придумывать, я так полагаю, вам ничего не пришлось, – комментирует ведущий семинара Александр Адамский. – Вы воспроизвели канонический сценарий, а точнее, план традиционного урока. Поскольку существует правило, что каждое произведение нужно оценивать в рамках той системы координат, в которой оно сделано, то, с точки зрения традиционного образования, всё точно. К развивающему обучению это не имеет никакого отношения. Но такой задачи и не ставилось.

– А вот если бы мы воспринимали этот урок как развивающий, – продолжает Адамский, – можно было задать такой вопрос: какую задачу дети решали? И на этот вопрос ответа нет, потому что никакую задачу они не решали. Они куда-то двигались по строгому шаблону, вспоминали, потом классифицировали, потом закрепляли. Каноническая версия. Этот шаблон действий в строго определённых обстоятельствах был содержанием образования. Спасибо. Следующий урок – интегрированный.

Продолжение следует…


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube