Качество образования // Тема дня

Анзор Музаев: Очередные ВПР запланированы на апрель 2021 года

19 октября в ТАСС прошла онлайн-встреча руководителя Рособрнадзора с родителями.

Анзор Музаев: Очередные ВПР запланированы на апрель 2021 года
Фото: fundacioncadah.org

Участники обсудили вопросы, связанные с проведением Государственной итоговой аттестации (ГИА) и Всероссийских проверочных работ (ВПР). Больше всего вопросов касалось ЕГЭ.

ЕГЭ: прогнозы – дело неблагодарное

Родителей интересовало, различаются ли задания ЕГЭ по сложности в зависимости от часовых поясов? Действительно ли в резервные дни даются более простые задания?

Анзор Музаев заверил, что все контрольно-измерительные материалы идентичны по сложности независимо от регионов и этапов проведения.

«Варианты формируются из общего банка заданий с помощью программного обеспечения, участие человека в этом процессе сведено к нулю», – подчеркнул глава ведомства.

Также родителей интересовал вопрос о том, «позволяет ли ЕГЭ раскрыть глубину мысли и не помешает ли гениальность ребенка успешной сдаче ЕГЭ»?

По мнению Анзора Музаева, существует миф о том, что одаренные дети не могут выполнить задания ЕГЭ.

На самом деле все победители международных олимпиад, а также олимпиад, входящих в перечень Минпросвещения, с легкостью сдают ЕГЭ на 100 баллов по профильному предмету, причем значительное количество баллов они получают именно за выполнение сложных заданий. По правилам они должны сдать не меньше чем на 70 баллов, однако трудности испытывают лишь те, кто победил в «несерьезных», по словам Анзора Музаева, олимпиадах, задания в которых строятся на выборе одного ответа, в то время как ЕГЭ уже давно ушел от этой схемы.

Поскольку в 2021 году впервые проводится ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме, то на эту тему родителям потребовались дополнительные разъяснения.

Готовы ли технические системы? Все ли задания выполняются дистанционно?

Анзор Музаев отметил, что подготовка к этому экзамену велась заранее, апробация в нескольких пилотных регионах показала, что программное обеспечение работает, отзывы учителей положительные. Также апробации запланированы на осень этого года и на весну следующего. Все задания будут выполняться онлайн.

На случай внезапных отключений электроэнергии в связи с неблагоприятными погодными условиями предусмотрены резервные дни. Кроме того, есть процедура апелляции, которую можно подать в государственную экзаменационную комиссию региона и получить право на пересдачу.

«В крайнем случае можно обратиться на горячую линию Рособрнадзора. Мы всегда ориентированы на решения в пользу ребенка», – успокоил взволнованных родителей Анзор Музаев.

При этом сдача ЕГЭ по другим предметам в режиме онлайн не планируется.

Причина – невозможность качественно и объективно провести ГИА с таким количеством учащихся.

«Онлайн-экзамены прошли в этом году в ведущих вузах в устной форме с применением видеоконференц-связи. Если мы используем такую систему в школах, экзамены растянутся на год-полтора. Наши технические условия пока не позволяют проверить 700 тысяч учащихся, которые сдают 5 млн человеко-экзаменов», – констатировал Анзор Музаев.

При этом он не исключил, что возможно частичное применение удаленного формата при проведении ЕГЭ по некоторым предметам, но это, по его словам, «будет делаться взвешенно, поэтапно, но точно не в следующем году».

Также он подчеркнул, что повышать минимальные пороги для получения аттестатов выпускниками 11-х классов ведомство не намерено.

В этом году результаты ЕГЭ по многим дисциплинам оказались даже выше, чем в прошлом. Анзор Музаев объяснил это тем, что дистанционное обучение в период самоизоляции позволило ребятам «не распыляться и в течение трёх месяцев ударно готовиться к экзамену». Кроме того, Рособрнадзор разместил в Сети очень много дополнительной информации для подготовки.

В то же время сейчас, по его словам, ситуация резко изменилась.

«Сейчас пойдут выпускники, у которых был скомкан конец года прошлый, непонятно, как этот год, в течение года, какая будет ситуация осенью, какая будет ситуация весной. Но ещё раз говорю, мы приложим все усилия, чтобы в информационном плане все ресурсы, которые нам доступны, имели достаточно материалов для качественной подготовки», – сказал Анзор Музаев, отметив, что сейчас он затрудняется строить какие-либо прогнозы о результатах ЕГЭ.

Но родители ждали от него именно прогнозов. Они спрашивали, в каком формате будет проводиться ГИА в следующем году: сохранятся ли правила нынешнего года, когда ЕГЭ сдавали только поступающие в вуз, а обязательным для сдачи был только русский язык?

Как пояснил Анзор Музаев, принятые этим летом меры был вынужденными, их одобрило высшее руководство страны, и родительское сообщество встретило это тоже позитивно. Но сейчас слишком рано заглядывать вперед, решения будут гибкими в зависимости от обстоятельств.

На сегодняшний день все выпускные экзамены планируется провести в полном формате, как это было в «доковидные» времена, то есть ЕГЭ, обязательный для всех выпускников 11-х классов, и ОГЭ по четырем предметам, два из которых по выбору учащихся.

ОГЭ: откуда берутся «красивые оценки»?

Одной из тем обсуждения в связи с организацией ОГЭ стала их объективность.

Как пояснил Анзор Музаев, в отличие от ЕГЭ видеонаблюдение на выпускных экзаменах в 9-х классах не прописано как обязательное требование, его соблюдение зависит от решения региона.

«Не во всех муниципалитетах экзамен проходит на высоком объективном уровне, кое-где занимаются приписками. Некоторые школы договариваются с родителями, чтобы их дети, не очень успешные в учебе, не поступали в 10-й класс, а за это они им поставят “красивые” оценки в аттестат, даже несмотря на плохие результаты на экзаменах. А в “строгих” регионах дети получают не очень красивые оценки. И здесь у нас возникает социальное неравенство», – рассказал Анзор Музаев.

По его словам, в этом направлении Рособрнадзор «ведет большую работу, в том числе и с помощью ВПР».

ВПР: не сейте панику!

Родители задали Анзору Музаеву вопрос, который в этом году вызывал наибольшие споры и противоречия: целесообразно ли было проведение ВПР в сентябре, и какая методическая помощь будет оказана школам в ликвидации пробелов?

Ответ был вполне предсказуемым: ВПР помогают понять, улучшилось или ухудшилось качество образования из-за дистанционного обучения.

И хотя результаты работ еще не опубликованы, Анзор Музаев отметил, что «пробелы в знаниях учащихся есть, школам дана рекомендация более гибко работать с учебными планами, которые должны быть направлены на ликвидацию пробелов в знаниях».

«Родителям ВПР в первую очередь даёт возможность понять, на каком не школьном, а общероссийском уровне находится в той или иной предметной области их ребёнок, – подчеркнул Анзор Музаев. – Поэтому не стоит политизировать или поддаваться на ту суету, которую директор школы нагоняет по этому поводу, а спокойно отправлять ребёнка писать эту контрольную работу».

На вопрос родителей о том, можно ли освободить выпускников 11-го класса от ВПР, поскольку это для них дополнительная нагрузка, Анзор Музаев ответил отрицательно.

«У выпускника должны быть базовые знания по всем предметам, которые он изучает в школе, – отметил он. – Иногда дети выбирают специальность по указке родителей, а сами мечтают о поступлении в другие вузы, в которые придется сдавать экзамены по другим предметам».

Очередные проверочные работы запланированы на апрель следующего года, в них, как и этой осенью, примут участие ученики с 4-го по 11-й классы. Конкретные даты проведения выбирает школа или регион.

Анзор Музаев сообщил, что к ноябрю Рособрнадзор подготовит онлайн-площадки, «где все абсолютно ученики, начиная с 6-х классов, по всем предметам смогут добровольно, без всякой обязаловки, пройти диагностику, чтобы понимать, на каком уровне по тому или иному предмету они находятся».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube