Хроника происшествий // Новость

Школьного завуча осудили за смерть ученицы на летних каникулах

Педагогу вменяют пункт 2 статьи 293 УК — халатность, повлекшая тяжкий вред здоровью или смерть человека.
  • 26 сентября 2019
  • 4727

Школьного завуча осудили за смерть ученицы на летних каникулах
Фото: permv.ru

В городе Краснокамске Пермского края 25 сентября должны вынести приговор завучу местной школы Елене Погоржальской: ее обвиняют в халатности, повлекшей смерть ученицы.

Весной прошлого года педагоги заметили, что 14-летняя Лида Уткина (имя изменено) сильно похудела. У девочки поинтересовались, как она себя чувствует, та ответила, что переволновалась из-за оценок. Учителя вызвали мать ребенка и призвали ее обратить внимание на состояние дочери. Никто не мог предположить, что все закончится трагедией: на летних каникулах Лида умерла от истощения.

Уголовные дела возбудили против матери и школьного завуча, которая вообще не вела предметы в классе Уткиной и знала о ситуации только со слов классного руководителя.

«Всегда была худощавой»

Оксана Т., мама школьницы, обвиняется в убийстве. В материалах дела Погоржальской (имеются в распоряжении РИА Новости) сказано, что Оксана с марта 2018 года жестоко обращалась с дочерью — перестала ее кормить. Оксана давно не имела постоянного места работы. Отец Лиды не мог вмешаться в ситуацию: за два года до трагедии его приговорили к девяти годам тюремного заключения за сбыт наркотиков, до этого тоже был судим.

Вскоре после смерти дочери Оксана рассказала местным СМИ, что кто-то из одноклассников назвал Лиду полной, она восприняла это близко к сердцу и стала отказываться от еды. Впрочем, в школе замечают, что девочка всегда была худощавой.

Тогда журналисты цитировали одноклассников и соседей семьи: Оксана якобы ставила дочери диагнозы, не имея медицинского образования, самостоятельно «нашла» у нее онкологию и диабет, а также считала, что Лиде достаточно питаться два раза в неделю.

Однако завуч краснокамской школы № 3 Елена Погоржальская, против которой тоже возбудили уголовное дело, считает, что у Лиды была анорексия.

«В материалах дела мы увидели, что специалисты Пермской краевой клинической психиатрической больницы проводили Лиде посмертную комплексную экспертизу. Они посчитали, что у нее имелось психическое расстройство, проявлявшееся в стойком отказе от еды. Профессор медицины, дававшая показания в качестве привлеченного эксперта в ходе судебных слушаний, пояснила, что ребенка, которого не кормят против его воли, легко увидеть: он ищет любую возможность поесть. А детей, страдающих анорексией, очень сложно заметить — они это скрывают. Понятно, почему Лида не жаловалась, не просила поесть, не принимала угощений. В 2017-2018 учебном году Уткина отказалась от питания в школе. Мама говорила, что ей не нравилось, как там кормят. Это нормально: у всех свои вкусы, у нас не все учителя ходят в столовую, предпочитают приносить обеды из дома. Периодически она что-то брала с собой, покупала в буфете или говорила, что дома плотно завтракает. Со слов медика, это классическое поведение анорексика — найти сто причин, чтобы отказаться от публичного приема пищи», — излагает свою версию в разговоре Погоржальская.

«Не приняла меры»

В обвинительном заключении (копия имеется в распоряжении РИА Новости) завучу школы № 3 Елене Погоржальской предъявлено несколько претензий.

В частности, там говорится, что Лида Уткина росла в семье, где у обоих родителей не было постоянного источника дохода, несколько лет девочка жила под одной крышей с отцом, освободившимся из мест лишения свободы, а после того, как в 2016 году он снова оказался в тюрьме, воспитывалась «одинокой матерью, не имеющей поддержки и испытывающей материальные трудности». В связи с этим, считает сторона обвинения, семья должна была состоять на школьном учете.

Вторая претензия: Погоржальская знала, что у Лиды резко снизился вес, но не приняла меры. Завуч была обязана уведомить директора школы и комиссию по делам несовершеннолетних, провести мониторинг, чтобы выявить домашнее насилие.

«Школа ничего не знала»

Погоржальская парирует: на тот момент ей ничего не было известно о трудном положении семьи Лиды, внешне все выглядело благополучно. Оксана Т. исправно приходила на собрания, прислушивалась к просьбам родительского комитета, интересовалась успеваемостью ребенка — словом, в учебном заведении была на хорошем счету.

«Классный руководитель характеризовала ее как очень доброжелательную и отзывчивую женщину, внимательную мать. Никаких внешних признаков неблагополучия, асоциальности не было», — недоумевает Елена.

Она также добавляет, что Лида не выделялась среди сверстников. «Психологическая диагностика, проводившаяся в том учебном году два раза, не выявила факторов, из-за которых семью можно было поставить на учет. Никаких отклонений ни осенью, ни весной», — утверждает Погоржальская.

О том, что девочка сильно потеряла в весе, завучу сообщили в конце мая. «Значительной худобы, которая заставила бы бить тревогу, никто не заметил. Говорили о снижении веса: лицо осунулось, щечки спали. Но она сильно выросла — на десять сантиметров вытянулась, в подростковом возрасте мышечная масса не успевает за ростом», — объясняет педагог.

Классный руководитель Лиды Ильзира К. попросила Оксану прийти в школу. Елена Погоржальская не была свидетелем того разговора — она вообще не вела предметы в классе Лиды, поэтому о ситуации знает в основном со слов других педагогов. «Мать вызывали в связи с похудением Лиды. Хотели узнать, в чем дело, вдруг была необходима помощь», — вспоминает Погоржальская.

Мать, продолжает завуч, заверила классного руководителя, что все под контролем: «Сказала, что Лида сдала анализы в поликлинике, они в норме». Сама девочка говорила учителям, что просто переволновалась из-за оценок.

В школе отказались комментировать прошлогоднюю историю. Однако Погоржальская настаивает, что коллеги на ее стороне: «Они меня очень поддерживают, написали отзыв о моей работе, составили петицию в мою защиту, помогают материально, чтобы я справилась с этой ситуацией».

Елена Погоржальская признается: после предъявления обвинения она сначала растерялась — не могла предположить, что дело примет такой оборот. Педагогу вменяют пункт 2 статьи 293 УК — халатность, повлекшая тяжкий вред здоровью или смерть человека. Ей грозит до пяти лет лишения свободы. Впрочем, адвокат Елены Екатерина Тимофеева рассказала, что они очень надеются на оправдательный приговор.

Статья 293 УК — то, чего все педагоги боятся как огня, ведь от несчастного случая на территории школы или детсада не застрахован никто.

Так, к примеру, под угрозой обвинений в халатности оказались сотрудники и директор кадетского училища в Ставрополе, где ученик погиб, сорвавшись с третьего этажа. Это произошло 13 сентября. Сейчас идет доследственная проверка.

P.S. Днем 25 сентября Елене Погоржальской был вынесен приговор. Педагог получила два года лишения свободы условно.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube