До 2022 года, когда российские выпускники будут сдавать обязательный ЕГЭ по английскому, еще есть время, но уже сейчас родители хватаются за сердце и кошельки: они считают, что в школах слишком слабо преподают язык, а значит, нет другого выхода, как идти к репетитору. Чтобы понимать, чего бояться, да и надо ли вообще бояться, мы решили поговорить об этом Екатериной Андрюшиной, которая была учителем английского языка в московской школе №444.
– Как Вы относитесь к обязательному ЕГЭ по английскому, который планируют ввести в 2022 году?
– Мне кажется, что ничего плохого в этом нет, если ребенок будет знать иностранный язык – он ему в жизни точно пригодится.
– На днях национальный родительский комитет обратился с просьбой к министру просвещения Ольге Васильевой об отмене этого обязательного ЕГЭ. Они считают, что инициатива может привести к проблемам с русским языком у детей. Вы с этим согласны?
– Никакого вредного влияния от изучения иностранного языка на родной язык нет! Это подтвердят любые методисты. Наоборот, погружаясь в иностранный язык, разбираясь в нем, можно глубже познать свой язык!
Понятно, что родителям, которым самим не давались иностранные языки, или тем, кто считает: «зачем домохозяйке много знать», кажется, что изучение иностранного языка отнимает у детей драгоценное время, которое они могли бы потратить на изучение родного.
Я же верю, что детский потенциал велик, а настойчивость и правильная мотивация взрослых творят чудеса.
А вот обязательное изучение второго языка, конечно, не помешает, хотя он не всем жизненно необходим.
– Многие считают, что ещё один экзамен только усложнит учёбу для детей и повысит финансовую нагрузку для родителей: им придется нанимать репетиторов, чтобы сдать экзамен. Да и многие учителя, не скрывая, предупреждают: без репетитора не сдать ни ОГЭ, ни ЕГЭ. Значит ли это, что педагоги английского в школах расписываются в собственной несостоятельности?
– На «тройку», бесплатно, без репетитора школьные учителя точно подготовят.
А если ученику нужно больше, если ему или его родителям хочется, чтобы он знал язык лучше, а усидчивости или ответственности не хватает, тогда придется все же идти к репетитору. Хотя мой старший сын без репетитора и без меня ЕГЭ в школе на «пять» сдал.
Мне кажется, репетиторов нанимают родители, у которых нет времени, сил и способности мотивировать ребенка учиться или помочь, когда вдруг что-то не получается.
Они просто перекладывают эти ценные родительские минуты, проведенные вдвоем с ребенком, на другого взрослого, тем самым лишая себя удовольствия общения и приучая к тому, что «помощь будет всегда», не обязательно дергаться самому.
Хотя, с другой стороны, общения на иностранном языке никогда не бывает много, и если не хочется использовать разные онлайн-ресурсы и есть финансы, почему бы не воспользоваться помощью репетитора?
– То есть все-таки репетитор нужен?
– Как родитель второкурсника МГТУ (поступил на бюджет!), скажу: тут как повезет!
Нам повезло с математиком в школе, поэтому репетитора не было никогда, и сын сдал все на «отлично».
С физикой было труднее, а хотелось «пятерки». Пришлось перестраховываться и в течение года нарешивать ЕГЭ-шные задачи с репетитором.
По русскому языку в школе была «дама возвышенная», пришлось искать практичного репетитора и тоже в течение года отрабатывать задания по ЕГЭ.
– Из этого следует, что: а) с учителем должно повезти, и б) учитель должен быть «практичным» и натаскивать на ЕГЭ, и это далеко не про интерес к предмету.
– Я не люблю слово «натаскивать», оно не совсем верное. Если учитель готовит к ЕГЭ, значит, он четко представляет программу преподавания и требования к учащимся, понимает, что должен знать и уметь делать по его предмету выпускник школы. Он должен видеть слабые места или пробелы в знаниях и исправлять их.
– Некоторые учителя английского отговаривают детей сдавать ОГЭ и ЕГЭ, объясняя это тем, что сдавать сложно, и лучше бы выбрать другой предмет. Это действительно сложный экзамен?
– Слышала и видела, когда учителя отговаривали сдавать экзамен по их предмету (и не только учителя английского языка). Хорошо, когда это совет опытного взрослого, который отговаривает выпускника не готовиться по семи предметам для ЕГЭ, а сконцентрироваться на трех-четырех. Но это про другое.
И да, к сожалению, есть такие педагоги, которые просто не хотят тратить свое внеурочное время на подготовку слабого ученика к ЕГЭ, потому что времени действительно понадобится много.
– А вы, как школьный учитель английского, подготовите своих учеников к ОГЭ/ЕГЭ?
– Я могу на уроках и занятиях подготовить к ОГЭ и ЕГЭ, но какую оценку получит ребенок на экзамене, зависит от того, как он будет выполнять работу в классе, дома и на бесплатных занятиях в школе. У нас есть такие занятия после уроков, когда можно приходить, разбираться, практиковаться. Но! На них не ходят! Или ходят очень редко! Думают так: когда бесплатно, значит, не обязательно же. На «четверку» точно можно подготовить! На «пятерку» нужно усердие или талант ребенка. На «тройку» – сдадут те, у кого нет способностей или желания, но они мало-мальски занимались.