Общество с напряжением восприняло рекомендации Рособрнадзора и Роспотребназдора об ограничении использования мобильных устройств в школе.
Во-первых, очередное ограничение пугает непредсказуемыми последствиями.
Во-вторых, на протяжении нескольких лет велась работа по популяризации мобильных устройств как средства активизации урока. Не все эту идею были готовы принять, но появились активисты. Учителя могут по-разному относиться к этой затее, но ограничивающее вмешательство их возмущает.
В-третьих, исполнение рекомендаций привносит новую нагрузку на учителя, к которой он не готов ни морально, ни физически.
В то же время многие граждане, включая учителей, депутатов и даже лиц на высоких государственных постах, не готовы к серьезному обсуждению проблемы цифровых технологий и исходят из охранительных позиций «держать и не пущать». Высокий процент населения этот настрой поддерживает. С этим приходится считаться, несмотря на недоумение тех, кто лучше знает проблематику. Мне как несколько лет работавшему тренером по использованию мобильных устройств в учебном процессе грустно это констатировать, но правда важнее.
На эфире ОТР, куда меня пригласили 20 августа 2019 года на обсуждение этих рекомендаций, я высказал три возможных аспекта обсуждения, которые могли бы быть полезны:
- Текст рекомендаций и возможные практики их применения.
- Существующая практика работы на уроках, место на них мобильным устройствам: польза, помехи, возможности, риски.
- Цифровой разрыв в восприятии образовательного процесса в эпоху мобильных гаджетов: это старая добрая школа с новыми устройствами или совершенно новая школа с иными целями, задачами, процессами, инструментами?
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные обсуждения этой темы в разных СМИ, за рамки первых двух тем не выходят. Даже вторая тема в полной мере не рассматривается – только как приземление на опыт темы самих рекомендаций.
Я считаю документ чиновной формальностью, страхующей от упреков воинствующих охранителей. Если рекомендации не превратят на местах в палку-наказалку за неисполнение конкретных рекомендаций, то ничего страшного в них нет.
Польза от них тоже может быть, если у администрации или у учителя нет собственных аргументов для здравых тезисов по упорядочению использования смартфонов (про выключение громких звонков, про активные перемены, про внимание к проблемам цифровой безопасности...). Некоторые странности текста при не слишком агрессивном их применении значения не имеют.
Сама идея отъема гаджетов мною воспринимается как слабость и некомпетентность. Но для тех, кто слаб и некомпетентен, это оправдание. Раз власть хочет их поддержать, значит сама слаба, как минимум не имеет возможности избавиться от слабых учителей. А нам стоит принять к сведению, что массовая школа отстает от жизни, не справляется с ее проявлениями без бюрократических ограничений. Лишь бы не мешали тем, кто компетентен и может справиться и даже повысить качество без ограничений.