Аналитика // Статья

«Они не видят смысла в образовании»: немного о том, как учить и воспитывать поколение Z. Часть 2

  • 12 июля 2019
  • 506

«Они не видят смысла в образовании»: немного о том, как учить и воспитывать поколение Z. Часть 2
Фото: wellbeingtherapycenter.com

По сравнению с предыдущими поколениями еще больше обостряется конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Это отражается на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается.

Родители все меньше играют роль авторитета для своих детей; всезнающим авторитетом для последних становится интернет.

Ну а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей. За исключением тех случаев, когда родители сами становятся проводниками нового, когда родители инициируют мировоззренческое становление ребенка.

Со временем станет «заметна социально-психологическая поляризация, расслоение молодежи: расслоение интеллектуально-культурное, а не расслоение экономическое (хотя последнее отчасти коррелирует с первым)», а также «размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров».

Происходит это в силу нескольких причин.

Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают.

Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными.

И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества. Мировоззренческая неоднородность создает предпосылки социальных конфликтов и препятствует свободе выбора решения в любом вопросе.

Родители-проводники и город как деятельностная среда

Во-первых, система образования должна быть для детей и родителей гарантом стабильности и создавать мировоззренческие ориентиры в ситуации непрерывных гуманитарных и технических изменений.

Во-вторых, система образования должна сама «производить» представителей нового поколения, непрерывно и без возрастных ограничений. Вопреки устоявшемуся мнению о доминировании представителей поколения Z в обществе, в том числе среди детей и молодёжи, на самом деле оказывается, что ни о каком стремительном росте численности указанной группы речь не идет. Важно понимать, что даже городская среда, технически и технологически оснащенная, не способствует увеличению представителей поколения Z. Проводником становятся родители и наставники, принимающие, проживающие и продвигающие новые смыслы.

Город, в свою очередь, определяет образовательный вектор и обеспечивает когнитивность и событийность среды.

Он аккумулирует и предоставляет в безвозмездное, но эффективное пользование ресурсы как организациям, так и физическим лицам для целей просвещения, образования, воспитания и профессионального роста; организует функционирование площадок, деятельность которых направлена на поиск, привлечение и продюсирование талантов, в том числе минуя образовательные организации и привлекая экспертов профессиональных сообществ и общественных лидеров.

Город становится самостоятельным информационным, открытым, безграничным, персонализированным образовательным пространством, реальной деятельностной средой, в которой коллективно или индивидуально произведенный учебный продукт имеет потенциал полноценной реализации. Включение детей и молодежи в такую деятельность, технически и технологически оснащенную, позволит контролировать процесс перехода к доминанте новой формации и сформировать культуру осознанного и осмысленного использования современных технологий.

Активное включение родителей в образовательный процесс предотвратит стремительный разрыв между поколениями.

Но основами такого взаимодействия должна стать технология life-placement, заимствованная из практики маркетинговых и социальных коммуникаций и подразумевающая естественное, незаметное, мягкое включение учебного объекта или образовательного контента в окружающую среду. Другими словами, человек учится, просто осуществляя привычные для себя действия или действия игровые, в том числе направленные на освоение новых способов деятельности.

Нет – безликим учебникам, да – новому образовательному контенту

Поколению Я будет интересен учебный материал, насыщенный яркими визуальными образами и жизненными историями как эмоционального, так и рационального характера. При этом тема должна быть действительно важной; сюжет может развлекать, удивлять, впечатлять, содержать практичные решения и полезные советы, вызывать желание попробовать повторить самостоятельно или придумать что-то свое по мотивам увиденного.

Одним из «обстоятельств коммуникации» как в виртуальном, так и в реальном мире может стать «розыгрыш», «шутка», «шалость», «выходка». В простонародье – «пранк» (англ. prank), но по сути – провокация.
Она направлена на:
  • активное взаимодействие «жертвы» с инициаторами коммуникации,
  • проявление неподдельных эмоций (которые в дальнейшем тиражируются, так как обладают высоким потенциалом достижения вирусного эффекта),
  • получение необыкновенного, «не повседневного», опыта (о котором «жертва» сама расскажет, инициируя «любительское» вирусное распространение).
Кроме «пранка» есть еще «челлендж» (англ. challenge), состязание, баттл (англ. battle), конкурс, олимпиада, эксперимент, лайфхак (англ. life hacking) — и это тоже «обстоятельства коммуникации».

Представители поколения Z достаточно легко вовлекаются в коммуникацию особенно, когда: у них появляется возможность самопрезентации и высказывания своего мнения; они могут получить одобрение и признание в виде поощрения, как материального, так и нематериального характера, а также новый эмоциональный опыт и завязать новые знакомства; тема сообщения будет релевантна актуальному социальному запросу, как правило, оправляемого так называемым «хайпом» (англ. hype, буквально переводится как «шумиха», «ажиотаж»).

Универсальной темой коммуникации сегодня является игровая тематика, главное – следить за наиболее востребованными и популярными играми.

Не менее интересной может стать тема хобби, особенно если предлагать вспомогательные платформы для реализации возможности развития в той сфере, которая нравится, а также действенные способы возможной монетизации результатов творческой деятельности.

По данным Sparks&Honey, 76% людей поколения Z хотели бы сделать бизнес из своего хобби.

Качество образовательного результата зависит от того, насколько ученик готов и может выйти за пределы своей образовательной организации, в город или интернет, и получить новый для себя опыт социальной и гражданской активности, поиска новых ощущений, самореализации и организации продуктивной созидательной деятельности. При этом одним из факторов достижения высокого результата становятся эффективные педагогические коммуникации: трансляция востребованного образовательного контента и доставка личностно-ориентированных персонифицированных сообщений, а не повторяющихся обезличенных массовых учебных материалов.

Руслана Резникова,
старший преподаватель Дирекции образовательных программ
Московского городского педагогического университета

Константин Резников,
магистр педагогики по профилю «Образовательная политика»,
Московский городской педагогический университет



Новости





























































Поделиться