Аналитика // Статья

«Они не видят смысла в образовании»: немного о том, как учить и воспитывать поколение Z. Часть 1

По данным исследования IBM, к 2020 году поколение Z составит 2,6 млрд человек. По данным исследования диджитал-агентства Deep Focus, 93% родителей поколения Z признают, что их подростки оказывают значительное влияние на выбор покупок всей семьи.
  • 11 июля 2019
  • 3269

«Они не видят смысла в образовании»: немного о том, как учить и воспитывать поколение Z. Часть 1
Фото: extremereach.com

Характеристики:

1. Ранее и быстрое взросление, приобретения раннего, но осознанного покупательского опыта и опыта трудовой деятельности, результатом которой является получение дохода.

2. Визуальное мышление как преобладающее, требующее конкретики, фактов и ярких образов.

3. Эгоцентризм, самоуверенность, настойчивость, упорство.

4. Ощущение и демонстрация собственной уникальности, индивидуализм во всем.

5. Повышенное стремление к самореализации, общественному признанию и жажда похвалы.

6. Действенная мотивация в любой сфере жизни – развлекательно-игровая, за каждое задание необходимо получить «ачивку», чтобы видеть, что работа приносит пользу и вызывает интерес.

7. Стремление к нивелированию традиционных авторитетов, к пересмотру устоявшейся общественной иерархии.

8. Получение ответов на вопросы, решение задач и разрешение проблем с помощью интернет-ресурсов.

Противоречия:

1. Представители поколения Z могут быть очень сентиментальными и в то же время крайне редко проявлять сострадание.

Они социально активны, охотно участвуют в общественно-значимых проектах и одновременно могут проявлять жестокость по отношению к людям, находящимся рядом. Они резки в высказываниях и категоричны в оценках.

Они болезненно переживают отсутствие похвалы и выраженного одобрения их деятельности, но при этом лояльны к критике, стараются исправить допущенные ошибки.

2. Представители поколения Z ориентированы на визуальные образы, яркие видео, короткие тексты типа «твитов и статусов в социальных сетях».

Это обусловлено фрагментарным мышлением, слаборазвитыми аналитическими навыками и «клиповым сознанием». Но это совсем не означает, что они не хотят и не любят познавать новое.

3. Они с удовольствием и усердием учатся, но только тому, что представляет для них интерес.

А заинтересовать их может абсолютно все. Вопрос состоит в том, какими средствами этот интерес поддержать и развить. Теория для них не представляет интереса.

Они ценят время и стараются тратить его максимально эффективно, подаваемая информация должна быть для них максимально конкретна, подкрепляться цифрами, фактами, наглядной демонстрацией возможного опыта (в том числе нового, уникального, удивляющего и впечатляющего) и визуальными образами, а также носить практический, прикладной характер: минимальное время на ознакомление с информацией, моментальное приложение полученных знаний и возможность уточнить информацию в случае возникновения вопросов и проблем.

Однако такая прагматичность в потреблении контента не всегда направлена на преобразующую и продуктивную деятельность. Например, большинство так называемых представителей поколения Z могут часами бесцельно играть в компьютерные игры или смотреть видеоролики, а меньшая часть действительных представителей поколения Z, занимаясь любимым делом, cделает свой канал и далее непрерывно и самостоятельно будет приобретать необходимые для развития канала навыки, отказываясь от привычного получения образования.

Они не видят смысла в образовании, объясняя это отсутствием практичного применения знаний, полученных в учебных учреждениях.

Многие из них самообразовываются не выходя из дома, изучают иностранные языки, они полностью погружаются в интересующие их темы при помощи информации в интернете. И если таких представителей поколения Z что-то интересует, они могут часами оттачивать навык. Это касается как малоподвижных видов деятельности, так и спорта, активных форм досуга и даже искусства.

4. Традиционное понимание понятий «интроверт» и «экстраверт» нивелируется.

С одной стороны, представители поколения всегда на связи и легко завязывают общение с незнакомыми людьми, хотя и кажутся интровертами. Но в тоже время они на «своей волне», вступают в эффективную коммуникацию только в том случае, если тема разговора представляет для них интерес. Кроме того, применение навыков коммуникации может быть затруднено особенностями характера в «реальном мире», в то время как в интернете проблем с коммуникацией не будет. И наоборот.

5. Многообразие способов коммуникации с окружающим миром, в том числе с использованием технических устройств, в том числе в детстве, оказывает несомненное влияние на психологические особенности представителей поколения Z.

Так, с одной стороны, игрушки в меньшей степени выполняют функцию «знакомства с внешним миром»: «Зачем играть в игрушечный телефон, когда можно использовать настоящий?», что в свою очередь приводит к раннему освоению другихфункций современного телефона, наличие которых обусловлено возможностью выхода в интернет.

Мы можем наблюдать многократное усиление познавательной функции от перехода к «взрослым игрушкам», одновременно сопровождающееся снижением познавательного интереса в рамках социального взаимодействия, – когнитивные потребности удовлетворяются техническими средствами, а социальное взаимодействие подразумевает получение эмоционального опыта и обеспечивает возможность самопрезентации.

И тут снова противоречие: представители поколения Z стремятся жить в обществе – без общества они не смогут самореализоваться, но одновременно хотят быть свободными от общества, проявляя индивидуализм во всем.

Продолжение следует

Руслана Резникова,
старший преподаватель Дирекции образовательных программ
Московского городского педагогического университета

Константин Резников,
магистр педагогики по профилю «Образовательная политика»,
Московский городской педагогический университет


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube