Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег
Ермолаевич Лебедев, петербургская школа «Унисон» и Санкт-Петербургская
государственная Театральная библиотека стали инициаторами рождения
клуба, в котором собираются люди, заинтересованные в развитии школьного
образования: учителя, учёные, работники культуры Северо-Западного
региона России. В знаковом месте Петербурга – на улице Зодчего Росси в
Театральной библиотеке – прошло уже две встречи под научным руководством
Олега Ермолаевича Лебедева.
На первой встрече, темой которой стали возможные изменения в образовательной программе школы, обсуждался в числе других вопрос о том, можно ли – и если можно, то как – превратить изучение учебного предмета в учебно-исследовательский проект, который необходимо выполнить в течение учебного года.
Павел Волчик, нейробиолог, учитель биологии и ОБЖ Санкт-Петербургской школы «Унисон», рассказал о том, как ему удалось превратить курс анатомии 8-го класса в проект по изучению самих себя и собственного тела и помочь детям понять, для чего мы изучаем своё тело и как применить знания, полученные на уроке, в жизни.
Павел Волчик на уроке
Ниже приведены классические темы по анатомии и варианты их трансформации в исследовательские вопросы.
Утверждённая тема | Исследовательский вопрос | |
1 | Происхождение человека | Как определить географическое происхождение моих предков по чертам лица? |
2 | Общий обзор организма | Что может колоть в боку, где расположены главные органы и почему они находятся именно там? |
3 | Клеточное строение организма. Ткани | Как выглядят «сто одёжек» нашего тела под микроскопом и как это сказывается на мне? |
4 | Рефлекторная регуляция органов и систем организма | Как улучшить реакцию и как работают мои защитные рефлексы? |
5 | Опорно-двигательная система | Как определить самое слабое место в моём позвоночнике и сделать его сильнее? Что делать для развития силы и выносливости мышц? Как развить мышечную память? Какие тренировки подходят именно мне? Как быстро определить тип травмы и помочь себе? |
6 | Внутренняя среда организма | Есть ли у иммунитета органы? Можно ли их увидеть без вскрытия? Можно ли их пальпировать и что они скажут нам на это в ответ? |
7 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | Могу ли я повлиять на работу сердца? Как частота сердечных сокращений влияет на моё самочувствие? Можем ли мы очистить лимфу движением руки? |
8 | Дыхательная система | Влияет ли дыхание на мои эмоции? Как получать больше энергии от дыхания? Как стать ловцом жемчуга и развить суперлёгкие? Как улучшить тембр голоса и снизить нагрузку на связки? |
9 | Пищеварительная система | Как помочь кишечнику лучше справляться со своей задачей? Какой рацион подходит именно мне? Действительно ли витамины работают? |
10 | Обмен веществ и энергии | Как ощутить ускорение и замедление обмена веществ? |
11 | Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение | Почему все ощущения создаёт мозг и как в этом убедиться? Какой способ согреться быстрее всего? |
12 | Анализаторы. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | Какие пороги у моих органов чувств? Как определить свой темперамент и с чего следует начать изучение характера? Как контролировать стресс и развить устойчивую психику? |
13 | Железы внутренней секреции (эндокринная система) | Если гормоны управляют мной, могу ли я управлять ими? В каких случаях нужно ближе познакомиться со своей щитовидной железой? |
14 | Индивидуальное развитие организма | Как выявить сильные и слабые стороны моего пола? Каким я вижу портрет своего будущего спутника? |