Качество образования // Тема дня

«Чудо, что мы смогли сохранить тех, кто желает учить, и тех детей, которые желают учиться»


«Чудо, что мы смогли сохранить тех, кто желает учить, и тех детей, которые желают учиться»
Фото: jeopardylabs.com

7 мая в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия», организованная при поддержке корпорации «Российский учебник».

В самом начале дискуссии вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев попросил участников сессии назвать два главных достижения и две главные проблемы в образовании за последние 10 лет.

Уровень зарплаты педагогов – достижение или проблема?

Руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию Елена Шмелева отметила, что в числе сегодняшних достижений в российском образовании стоит выделить системный подход в работе с одаренными детьми:

«Мы все больше думаем, как кадры, начиная даже со средней школы, будут ориентированы на задачи, которые являются основой развития такой новой инфраструктуры. Как ребенок в 12–13 лет может выбрать ту специализацию, которую раньше относили к третьему или четвертому курсу. Как соединить запросы глобальных работодателей или тех, кто создает инновации, с теми образовательными программами, которые должны соответствовать каждому уровню, и не делить ребят на тех, кто уже проявил свои способности, и тех, кто еще не успел это сделать».

Признавая важность задач, которые решает фонд «Талант и успех» и другие организации, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в качестве проблемы отметил рост селективности.

«Усиливая систему поиска и поддержки талантливых детей в виде специальных лицеев и олимпиад, мы сегодня не имеем эффективных механизмов социального перемешивания, создания лучших условий для детей, семьи которых ограничены в экономических возможностях или обладают низким уровнем образования, – констатировал ректор ведущего вуза. – При этом в большинстве стран такие механизмы есть. Отставание по таким механизмам и игнорирование проблемы чревато тем, что мы будем наряду с развитием талантов получать дополнительный источник социального напряжения.

Согласно нашим опросам, 2/3 родителей заявляют о селективном доступе в первый класс.

Я могу понять такой показатель относительно поступления в вуз, но для первого класса это опасный знак».

Кроме того, в числе проблем он назвал продолжающееся отставание массовой школы от лучших мировых практик: отсутствие проектного и командного обучения; предметов, развивающих творческие навыки; крайне ограниченное пространство выбора для школьников.

Исключение, по мнению Кузьминова, составляет Москва, где укрупнение школ позволило расширить это пространство.

«К сожалению, столичный опыт не воспроизводится в крупных городах, где есть все возможности для такого нововведения. Большинство губернаторов на это не идут, поскольку есть сопротивление со стороны директоров школ и завучей», – отметил ректор НИУ ВШЭ.

Система дополнительного образования не компенсирует эти пробелы, поскольку концентрируется только на трех секторах: спорт, искусство, школьные науки, упуская из виду информационные технологии, которые сегодня составляют самую значительную часть рынка труда.

Главным достижением Ярослав Кузьминов считает рост зарплаты учителя в 1,5 раза и улучшение качества приема на педагогические специальности.

Средний балл для поступающих в педвузы увеличился с 60 до 70 баллов. Изменился и гендерный состав абитуриентов – это не только девушки, но и молодые люди с амбициями.

Интересно, что представления учителей о достижениях и проблемах в образовании совсем иные, нежели у маститых экспертов. Об этом свидетельствуют данные недавнего опроса педагогов, проведенного на сайте корпорации rosuchebnik.ru.

Так, уровень заработной платы оказался в числе ключевых проблем, а самыми популярными достижениями были названы цифровое и дистанционное образование, введение ГИА и ЕГЭ как способ обеспечить равный доступ для поступления в вузы, а также укрепление материально-технической базы.

Представляя эти данные, Андрей Галиев обратил внимание на двоякое положение учителя в обществе: с одной стороны, учитель – это «наше все», с другой – он находится под прессом отчетности, и его обвиняют во всем, в том числе в неумении пользоваться современными цифровыми технологиями.

«Учителя сделали крайним за все, и он самый бесправный в этой системе»

По мнению проректора РАНХиГС Ивана Федотова, в каждой школе работают всего не более пяти «звёздных» педагогов, к которым все хотят попасть учиться.

Остальные учителя – «серая масса закомплексованных неудачников, которые не в состоянии в принципе развиваться, которые в принципе ничему не могут научить наших детей».

«У нас настолько прекрасные, желающие меняться школьники и ровно настолько же отвратительные учителя, которые загнаны в чудовищные рамки. Они не способны в принципе к какой-либо трансформации», – заявил Федотов.

Однако с проректором РАНХиГС категорически не согласились участники сессии.

«Мы выполняем майские указы, поэтому в сельской школе учителя ведут сразу несколько предметов. Чудо, что мы смогли сохранить тех, кто желает учить, и тех детей, которые желают учиться и потом идут в “Сириус”», – отметил губернатор Орловской области Андрей Клычков.

«Я хотел бы побыть адвокатом учителя, потому что его сейчас сделали крайним за все, и он самый бесправный в этой системе. Родители полностью перекладывают ответственность за образование на школу», – сказал директор по бизнес-развитию, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский.

При этом он подчеркнул, что элитное образование работает хорошо, а массовое – значительно хуже.

Безрадостную картину, царящую в массовой школе, несколькими меткими штрихами обрисовала генеральный директор АНО «Платформа новой школы» Екатерина Булычева: «В классах много учеников, и все они очень разные, они иногда говорят на разных языках, они разные по эмоциональному и культурному контексту. И учитель сегодня решает грандиозную задачу: он удерживает этих учеников сидящими за партой, не дерущимися, не скандалящими друг с другом, и еще готовит их к ЕГЭ».

При этом она с сожалением отметила, что общество и государство не дали учителю инструмент для управления разнообразием, которое реально есть в стране и в классе.

Есть ли такие инструменты и кто их должен дать школе?

Как бизнес помогает школе

Екатерина Булычева рассказала о совместном проекте Сбербанка и Агентства стратегических инициатив по созданию цифровой платформы для школ. При этом она подчеркнула, что, вопреки расхожим стереотипам, «это не онлайн-образование для выполнения репродуктивных упражнений, а в первую очередь инструмент управления персонализацией в образовании, который дает разные возможности разным детям, в том числе тем, которые находятся в сложных социальных условиях».

Аналогичные программы разрабатывают и другие негосударственные организации. По словам директора по стратегии «Яндекс.Учебник» Натальи Чеботарь, за последние четыре месяца здесь обучили 11 тысяч учителей. В отличие от традиционных курсов повышения квалификации, где педагоги получают сертификаты после формального прослушивания лекций, здесь педагогов включают в активную проектную деятельность.

«Если государственные эксперименты в образовании – это очень долго и дорого, то мы можем себе позволить проводить эксперименты быстро и в больших масштабах и находить те ключи, которые позволяют учителю экономить время и успешно справляться со своими обязанностями», – подчеркнула Натальи Чеботарь.

Андрей Клычков поделился опытом апробации нового проекта в Орловской области, который решает задачу непрерывного образования специалистов по востребованным современным профессиям без всякого селективного отбора участников. В регионе создаются новые общественные пространства, которые объединяют в команды учащихся школ, техникумов, вузов, а представители науки и бизнеса не только формулируют свои запросы образовательным организациям, но и оказывают им поддержку в подготовке кадров и оперативном обновлении квалификации.

Для успешной реализации любого проекта необходимо прежде всего выявить проблемы и дефициты в системе образования регионов.

С этой целью ученые НИУ ВШЭ и корпорация «Российский учебник» разработали факторный анализ. Результатами этого исследования, проведенного впервые в Калининградской области, поделился генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин: «У нас в стране почти нет надежной методики измерения качества, которое давало бы статистически надежные результаты. Поэтому мы провели совместно с НИУ ВШЭ анализ факторов, которые влияют на качество образования в регионе, опросили около 85% педагогов, 95% школ региона. Коллеги из ВШЭ предложили четыре компонента измерения качества: академические результаты ГИА и ЕГЭ, достижения высокого уровня (олимпиады), школьное благополучие (насколько участники учебного процесса довольны образованием в школе или регионе). Четвертый фактор – академическая резильентность: это способность школ, которые находятся не в лучших социально-экономических условиях, тем не менее демонстрировать хорошие образовательные результаты».

Авторы исследования выяснили, что в данном случае существенное влияние на результаты оказывают не цифровые технологии, а организационная культура: способность учителя взаимодействовать с учениками, директора – с педколлективом.

Большое значение имеет квалификация педагогов, вариативность в образовательной программе (профилизации, специализация, внеурочная деятельность, наличие интеллектуальных активностей в школе).

«На основе исследования можно составить практические рекомендации для корректировки образовательной политики на территории региона. Данное исследование будет интересно в первую очередь органам управления образованием и бизнесу, который сможет предлагать властям региона поддержку в решении конкретных проблем»,подчеркнул Александр Брычкин.

Участники сессии пришли к выводу о том, что только совместными усилиями государства и бизнеса можно построить успешную систему образования, которая успевает за инновациями и способна работать не только с одаренными и мотивированными, но и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и находящимися в трудной жизненной ситуации.




Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться