Подростки // Колонка

Как определиться с будущей профессией: советы старшеклассникам и их родителям

​Ты еще не определился!? От этого вопроса у старшеклассников уже должен нервно подергиваться глаз.

Как определиться с будущей профессией: советы старшеклассникам и их родителям
Фото: postupi.online

Выпускникам вот-вот подавать документы, и нужно определиться, куда поступать или не поступать, а девятиклассникам нужно определиться с профилем на старшую школу.

Ну вот интересная ситуация сложилась: взрослые (родители и педагоги) ожидают от ребят самоопределения, притом что никаких инструментов для этого им не дают. Да и сам подход к обсуждению этой темы требует изменения.

Такой родной и знакомый многим взрослым вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» – скорее должен поставить в тупик мыслящего подростка, чем помочь ему начать думать в сторону профессионального самоопределения.

Так как по большому счету на этот вопрос ребенок должен задать взрослому встречный вопрос: «А какие профессии будут через 10 лет?», «А какие из них будут востребованы?», «А какие из них будут хорошо оплачиваться?». А если быть еще точнее, то вопрос звучит совсем иначе: «Какие профессиональные навыки позволят мне зарабатывать достаточно денег для моей обеспеченной жизни?» Есть ли у взрослых сегодня гарантированно точный ответ на эти вопросы? Вероятнее всего – нет.

Мы можем наблюдать, как стремительно уходит в прошлое подход «пойти поучиться пять лет в вузе, чтобы получить профессию».

Все больше людей осваивают необходимые навыки на краткосрочных курсах. То есть человеку становится нужно умение понимать свои дефициты в профессиональных умениях и способность быстро эти дефициты закрывать, находя максимально эффективный способ для этого. «Эффективный» тут оценивается в соотношении «потраченное на обучение время, цена и качество (на каком уровне я после обучения владею данным умением, навыком, способом действия)», «насколько этот навык повышает мой доход».

Был в моей профессиональной деятельности период преподавания в Красноярском государственном университете на кафедре социологии, где я вела занятия для студентов-социологов 4-го курса. Это была самая печальная практика в моей жизни. Передо мной сидели взрослые люди 22–23 лет, которые уже потратили четыре года своей жизни на то, чтобы получить высшее образование, по которому они ни дня не будут работать. Ну это же очень дорогая цена за корочки высшего образования! Сегодня все больше выпускников вузов после их окончания устраиваются на работы, на которых это образование вообще не нужно.

Потратить 5–7 лет на получение высшего образования, чтобы потом работать продавцом и официантом – это же бессмысленно…

На мой взгляд, подростков важно готовить специальным образом к окончанию школы. В вопросе о будущей профессиональной деятельности нужно снизить градус романтики («дело жизни», «чтобы нравилось», «мое предназначение», «к чему ты больше всего склонен»), а значительно добавить рациональности. Работа – это про доходы. Хорошо, когда работа приносит и удовольствие, и деньги. Но, когда только удовольствие, то это не про работу, это про хобби.

Сталкиваюсь с тем, что многие родители и выпускники возмущаются, что вузы обучают студентов, а рабочих мест для них нет. Безусловно, у органов управления образования и у вузов есть задача быть адекватными реальности, но все-таки на самих родителях и детях лежит эта ответственность выбора – во что инвестировать время ребенка и деньги семьи (особенно в случае платного получения образования).

В ситуации, когда ребенок учится платно, еще интереснее математика получается. Можно задать себе вопрос – через сколько лет трудового стажа ребенок вернет семье (условно) вложенные в его обучение деньги. Вот тут эффективность обучения часто становится прозрачно ясной.

Чтобы родителю (учителю) помочь ребенку определиться со своей траекторией движения после школы, хорошо вместе найти ответы на следующие вопросы:

  1. Какие профессии/профессиональные навыки будут востребованы через 10–15 лет?
  2. Каково состояние интересующей сферы деятельности сейчас (в нашей стране и за рубежом)? каковы прогнозы развития этой сферы?
  3. Что меня интересует, чем мне нравится заниматься, что из найденного может меня заинтересовать?
  4. Через сколько лет обучения, какой доход эта профессия (навык) мне принесет? Какой максимально возможный уровень дохода и средний уровень по профессии/деятельности?
  5. Где я могу получить нужное мне образование?
  6. Сколько будет стоить мое образование для семьи, и какой доход потом это образование будет мне приносить?
  7. Сколько лет эта профессия/навык будут востребованы/в цене?
  8. А на территории, где я живу, получаемая мною профессия востребована, ценится, есть рабочие места, возможно ли такое рабочее место себе создать самому? Если нет, а профессия нравится, смогу ли я переехать жить туда, где мои профессиональные качества будут в цене?
  9. Как будет выглядеть мое рабочее место? Условия работы в целом?
  10. Есть ли какие-то требования (ограничения) по физическому здоровью (и иные особенности) в этой деятельности? Удовлетворяю ли я им? Возможно ли и приемлемо ли для меня следовать им? (Например, целый ряд профессий требует 100% здоровья – прохождение медицинской комиссии на «без ограничений»; военные профессии предполагают четкое выполнение приказа, исполнение существующих норм без их критики и разглагольствований.)

Хорошо обсудить эти вопросы с ребенком, поищите вместе информацию, посмотрите прогнозы футурологов и экспертов, посчитайте. Ведь это действительно тема настоящего обсуждения, ведь ни у взрослого, ни у подростка нет заранее правильного ответа. А это означает, что в этом месте возможен настоящий разговор.

После того как появилось больше ясности и понимания в вышеперечисленных вопросах, можно приступать к поиску вариантов получения после школьного образования:

– стоит ли доучиваться до 11-го класса в школе или лучше начать профессиональное обучение после 9-го и даже раньше (например: художники, музыканты, танцоры…)?

– поступать в СПО/ВПО или стоит проходить обучение на краткосрочных курсах?

– может, есть возможность попасть сразу в подмастерье к мастеру своего дела и учиться и работать в роли помощника одновременно? (Это хороший вариант для творческих профессий, и тем более ремесленных.)

– другие варианты.

И если есть понимание, что нужно поступать в учебное заведение, то тут уже смотреть, какое именно может помочь получить нужное образование. Для этого хорошо посмотреть отзывы о нем, рейтинги, посмотреть информацию о преподавателях, поискать информацию об известных выпускниках.

Ну а дальше уже технические вопросы про себя – смогу ли набрать нужный проходной балл? Тянет ли семья мое обучение в выбранном месте? В случае получения образования вдали от дома – смогу ли я жить самостоятельно? Имею ли необходимые навыки для этого?

Учителям же, чтобы вообще мочь обсуждать эту тему с учащимися, сначала в своей голове нужно понять, что нет лучших и худших вариантов выбора после школы.

Есть семьи, экономическая ситуация в которых такова, что после школы ребенку нужно будет выйти на работу, чтобы обеспечивать свою жизнь. А может быть, девочка сразу после школы выйдет замуж и будет мамой, и именно этот сценарий поддерживается в ее семье и считается лучшим из возможных (так происходит из поколения в поколение), и девочка с этим согласна. Эти варианты не лучше и не хуже других. Они просто одни из возможных.

Когда в голове учителя сидит, что высшее благо – поступить в вуз, а все другие стратегии он считает ущербными, то серьезный разговор с подростками он вести не сможет.

Точнее, подростки вряд ли захотят с ним откровенно разговаривать.

Важно помнить, что все быстро меняется. Хорошо оставаться открытым к возможностям, так эффективность выше и возможностей больше.

Такой подход к профессиональному самоопределению ребенка снимает взаимные претензии и недовольства между родителями (учителями) и детьми и превращает это место в интереснейший творческий поиск.



Новости





























































Поделиться