Качество образования // Комментарий эксперта

Постоянно действующий хронический стресс не дает никакого шанса для эффективной работы


Постоянно действующий хронический стресс не дает никакого шанса для эффективной работы
Фото: ivyeducation.co.uk

На днях в аптеке мне довелось наблюдать такую сцену: растревоженная мама и девочка-подросток, готовая вот-вот расплакаться, просят провизора: «Дайте сильное успокоительное и что-нибудь от бессонницы».

Провизор предлагает валерьянку, пустырник, на что мама отвечает: «Мы уже все перепробовали, и ничего не помогает. Дочка так волнуется перед экзаменом, что ничего не запоминает и ночью не может уснуть».

Почему родители и дети испытывают такой стресс во время экзаменов?

Почему такой многолетний и дорогой в прямом смысле слова забег по подготовке к ЕГЭ так часто заканчивается неудачей, а цена этого забега – детское здоровье?

У специалистов есть свои объяснения ситуации и претензии к ЕГЭ. Я же считаю, что дело не в содержании контрольно-измерительных материалов и не в критериях оценки знаний – дело в общей атмосфере, в общем тоне разговоров, в форматах рассуждений, которые порождают повальный психоз и истерические настроения.

Информация о ЕГЭ напоминает сводки с фронта: речь идет о том, что процедуры проведения «ужесточили», «запретили», «наказали», «выявили нарушения» и прочее в том же духе.

Впечатления выпускников, сдавших ЕГЭ, далеки от позитива: металлоискатели, подозрительность, испытание на выдержку и выносливость.

Замечу, что нормальный человек, тем более подросток, не может существовать в подобной обстановке.

Это постоянно действующий хронический стресс, который убивает психологически и физически и не дает никакого шанса для эффективной работы.

Причина в том, что в таком состоянии нарушаются процессы внимания, памяти, мышления и организации деятельности.

Все это лишает ребенка даже надежды на успех.

Стресс создает и технология дрессуры – самая неэффективная технология обучения, которая доминирует при подготовке к ЕГЭ.

А если прибавить к этому груз ответственности за сдачу экзамена, которым запугивают и унижают в школе, приговаривая при этом: «Ничего не знаете, не сдадите, опозоритесь», и дома все те же мантры в сочетании с сомнениями в желании подростка трудиться и проявлять настойчивость и чувство долга…

Результат предсказуем: либо маниакальное желание сдать любой ценой, чтобы не сгореть от стыда и никого не подвести, либо «пофиг» на ЕГЭ, школу, родителей и даже жизнь.

Так мы, взрослые – родители и педагоги, – программируем или неудачу, или такое напряжение, которое не каждому дано пережить.

Сотни советов о том, как не волноваться на ЕГЭ, бессмысленны и неприменимы на практике.

Хочу напомнить, что доля здоровых выпускников ничтожно мала.

Я не знаю, есть ли шанс изменить ситуацию.

Я не знаю, как прекратить истерию, захватывающую новые проверочные испытания, начиная с дошкольного возраста. Но уверена: если педагоги и родители будут меньше думать о себе (своих притязаниях и страхах, амбициях и разочарованиях, баллах и рейтингах), если перестанут «стращать и запрещать», если будут любить детей не только за успехи и достижения, если вспомнят одну простую истину: никакие баллы ЕГЭ не гарантируют счастье и будущее, наконец, если будут готовы в этот сложный период быть на стороне ребенка, возможно, шанс есть…



Новости





























































Поделиться