Качество образования // Тема дня

ЕГЭ: Национальный риск занижения интеллектуального и личностного потенциала российских школьников

В нечеловеческих условиях не бывает продуктивных человеческих решений.

ЕГЭ: Национальный риск занижения интеллектуального и личностного потенциала российских школьников
Фото: mds.yandex.net

Произошла трагедия. Девочка умерла во время сдачи Единого государственного экзамена. Является ли эта трагедия поводом к демонизации ЕГЭ?

Утверждать сейчас, что ЕГЭ привело к смерти девочки – абсолютно неадекватное и примитивное объяснение сложной ситуации.

Демонизация ЕГЭ вследствие этой трагедии приводит к моральной и научной слепоте, мешает увидеть подлинные риски ЕГЭ, риски преобладания контроля над развитием.

Надо отчётливо понимать, что экзамен – это всегда ситуация стресса. Эта ситуация принятия решений в условиях дефицита времени и дефицита информации. Подобного рода стресс в буквальном смысле слова является вызовом для человека и может привести к непредсказуемым последствиям.

Главное, что упускается из виду.

Стресс резко увеличивает вероятность простых решений сложных задач. В процессе различных кризисов всегда разлаживаются способности человека к принятию сложных решений. Идёт общая примитивизация интеллекта, общий регресс процессов принятия решений.

В связи с этим рост контроля на экзаменах приводит к тому, что дети становятся всё менее способны решать сложные задачи. Если мы гонимся за контролем, то в психологическом плане это приводит к тому, что у ребёнка начинают расти процессы деструкции и ослабляется возможность решения сложных задач.

При ситуации роста контроля по всей стране мы рискуем продемонстрировать меньший интеллектуальный и личностный потенциал наших детей, резко занизить их реальные возможности.

Ошибки в интеллектуальной диагностике приводят к тому, что дети выглядят в интеллектуальном и личностном плане слабее, чем они есть на самом деле.

Возрастающее количество камер, проверок и контроля приводит к тому, что мы вольно или невольно сами проектируем и закладываем диагностику, которая показывает не то, как реально способны думать наши дети и чему они научились… Мы закладываем процедуры диагностики, работающей на понижение способностей наших детей, на понижение интеллектуального, творческого и личностного потенциала, на неадекватную оценку их академических достижений.

Мы ставим детей в нечеловеческие условия, а в нечеловеческих условиях не бывает продуктивных человеческих решений.

Вот реальные риски ЕГЭ, которые необходимо поставить в центр жизни школы, в центр российской образовательной политики.



Комментарии экспертов


Новости





























































Поделиться