Качество образования // Новость

Павел Лукша: нам нужно найти баланс между унификацией и вариативностью


Павел Лукша: нам нужно найти баланс между унификацией и вариативностью
Фото: Дмитрий Карпушев

3 апреля 2019 года на пресс-конференции «Неделя образования», посвященной Московскому международному образовательному салону-2019, профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша прокомментировал идеи предельной субъективности ФГОС, проект которых предложен для общественного обсуждения.

Есть две противостоящие друг другу тенденции, одна направлена на максимальную унификацию, другая – на максимальную вариативность. Истина – посередине; сказать, что образование должно быть вариативным, где каждый выбирает что хочет, будет неправильно.

Нам нужны общие протоколы. Если мы пишем тотальный диктант, значит мы заранее договариваемся, что пишем по-русски грамотно. С одной стороны, это – жестко предписанный стандарт, он задан не министерством, а самой культурой.

Мы все как жители страны, принадлежащие к определенному культурному этносу, считаем важным говорить грамотно.

Что касается преподавания математики и вариативности: есть базовые вещи, которые, чтобы двинуться в математике, должны освоить все. Необязательно учить «теорию колец» из высшей математики, которая выводит нас на тему шифрования, но, естественно, мы должны знать основы алгебры, функции, теорию чисел, прежде чем выходить в большой мир. Это стало универсальной вещью, так как каждый взрослый человек, независимо от сферы деятельности, должен понимать это.

По мнению Павла Лукши, какая-то мера унификации результатов образования нужна.

Сейчас во всем мире идет дискуссия о балансе между общим ядром образования (как это называется в Америке – common core) и некотором вариативном содержании, и о процентах того и другого. 10% общего содержания и 90% вариативного или наоборот.

Но придется говорить и об обратной стороне, о том, что субъектность требует возможности выбора, а возможность выбора требует, чтобы у людей был не один вариант, а много. Если проект ФГОСа в итоге будет реализован в сторону только унификации, без вариативности, то, на мой взгляд, это будет, мягко говоря, “не туда”. Это будет большой шаг назад в развитии образования.

Нам нужно найти баланс, вариативность – это не тотальная ценность, нужна и унификация 10–20–30% на общее ядро, далее люди строят свои траектории в зависимости от того, как человек хочет развиваться...


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube