Качество образования // Ключевой вопрос

ОГЭ по русскому языку: советы ученикам, учителям и даже тем, кому сдавать экзамен только через год

28 мая девятиклассники будут сдавать ОГЭ по русскому языку. Ведущий преподаватель курсов ОГЭ и ЕГЭ, эксперт ОГЭ Галина Мирошникова объясняет, как пройти это испытание успешно.
  • 4 апреля 2019

ОГЭ по русскому языку: советы ученикам,  учителям  и даже тем, кому сдавать экзамен только через год
Фото: zen.yandex.ru

Изменения в ОГЭ-2019

Процедура экзамена ОГЭ по русскому языку в этом году не поменялась. Испытание пройдет точно так же, как и в 2018 году. Единственное изменение заключается в том, что на этот раз 13 февраля девятиклассники сдавали итоговое собеседование.

Те, кто собеседование не прошел, смогут пересдать его до мая. Ведь никому не выгодно, чтобы ребенок был недопущен к ОГЭ.

Самые частые ошибки на ОГЭ

Ошибки на ОГЭ по русскому чаще всего связаны с последними заданиями: № 12, № 13 и № 14. Тема – сложные предложения с разными видами связи, в том числе сложноподчиненные предложения. Дело в том, что обычно школьники ленятся заучивать подчинительные союзы и подчеркивать грамматические основы. Если они видят большое предложение, то просто выписывают его. Поэтому и возникают такие ошибки. Вот почему я своих учеников заставляю подчеркивать основы, хотя им лень – как и мне было лень, когда я училась в школе!

От грамматических ошибок в изложении и сочинении тоже никто не застрахован. Чтобы правильно написать изложение, нужно уметь сокращать, выделять микротемы, слышать абзацы. А еще важно научиться создавать структуру сочинения, за которое можно получить до 9 баллов. Ошибки в изложении и сочинении подсчитываются в сумме.

Чтобы получить на ОГЭ пятерку, за четыре «грамматических» критерия: речевые и грамматические правила, пунктуация, орфография – ребенок должен получить 6 баллов. Если по всем остальным критериям школьник набрал больше 30 баллов, но за грамотность баллов мало, он никогда не сдаст на отлично. Бывали случаи, когда ученики писали на 29 (твердая четверка), но при этом «недобирали» по грамотности, и им автоматически ставили тройку.

Как самому подготовиться к ОГЭ

Часто бывает, что в учебниках много ненужной теории. Например, для задания № 3 в ОГЭ достаточно знать фразеологизм, метафору, эпитет и сравнения. Там фигурируют всего четыре термина. Однако во многих пособиях теория к нему перегружена терминами, которые даже в ЕГЭ не употребляются.

Есть много хороших пособий по грамотности, поскольку именно она вызывает больше всего проблем. Например — «К пятерке шаг за шагом». Там есть упражнения на разработку внимательности. В учебники для 7 класса, скажем, дается текст Пушкина из «Барышни-крестьянки», в котором допущены ошибки: две пунктуационные и две орфографические. Пока школьник ищет их, у него развивается навык поиска и своих собственных ошибок. Другие актуальные пособия — учебники И. Цыбулько по письменной и устной части, на них теперь вместо ФИПИ пишут ФКР.

В интернете и учебниках есть всё, что нужно на ОГЭ. Я советую смотреть видео – блоги учителей, например. Это создает ощущение, что вам что-то объясняет живой человек. Полезные интернет-ресурсы – «Решу ОГЭ», ФИПИ, сайт Елены Захарьиной. Там есть тесты с возможностью проверки своих ошибок.

Как правильно распределить время на ОГЭ

Для ОГЭ 3 часа 55 минут – более, чем достаточно. Большинство учеников уходят раньше и всё успевают за 2,5 часа. Даже самые медленные укладываются в отведенное время.

План действий на ОГЭ:
  • Написать черновик изложения. Но не переписывать его на чистовик сразу.
  • Решить тест.
  • Вернуться к изложению, проверить его и переписать начисто.
  • Написать черновик сочинения.
  • Проверить тест.
  • Проверить сочинение и переписать его в чистовик.
Важно давать себе время и переключаться от задания к заданию, чтобы глаза успевали отвыкнуть, и вы начали видеть свои ошибки.

Советы учителям перед ОГЭ

В 9 классе перед ОГЭ можно успеть очень много. На этом экзамене гораздо меньше заданий, чем на ЕГЭ. На каждом уроке нужно писать изложение и обязательно включать при этом аудио. Многие педагоги вместо этого читают вслух, но я считаю, что это неправильно. Дети привыкают к живому голосу, но на ОГЭ все не так: там включают запись, и дикторы разные.

Сочинение лучше задавать на дом и не тратить на него время в классе. Теории там не так много. Сложные темы: сочинительные, подчинительные и безсоюзные предложения, – можно объединять и разбирать на уроке. Это позволяет «закрыть» сразу несколько заданий.

Полезно попросить ребят на уроке поменяться тетрадками с соседом. Ведь как говорится, в своем глазу и бревна не увидишь. Это развивает навык поиска ошибок.

Советы 8 классам, которые сдают собеседование через год

Я советую читать – не только цитаты во «Вконтакте». Например, найти любимую книгу и начать с нее. Предложите родителям читать вслух вместе с вами – очень часто привычки к чтению нет у всей семьи, и вы можете это изменить. Достаточно читать по полчаса, даже не каждый день.

Можно взять учебник по итоговому собеседованию, сесть перед зеркалом и ответить вслух.

Если дома есть бабушка, пусть она задает вам вопросы по учебнику, а вы будете ей отвечать. Бабушке будет только приятно. Следите за тем, чтобы не употреблять разговорные слова и слова-паразиты: «типа», «короче» и пр. – на собеседовании за них снижают балл.

Все это поможет вам научиться замечать свои ошибки, строить логические высказывания, отвечать не торопясь, с уверенностью. Так вы перестанете бояться. Это самое важное.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться