Качество образования // Колонка

Самые успешные рок-группы начали играть в университете...

Основатель и генеральный директор компании MAXIMUM Education Михаил Мягков о том, как мотивировать подростков. Часть 1.

Самые успешные рок-группы начали играть в университете...
Фото: mds.yandex.net

Мотивация стала модной темой в педагогическом сообществе. Кто только не говорит о ней: на конференциях рассказывают, что мотивация - волшебная палочка в руках учителя, проводятся обучающие вебинары, выпускаются методички.

Почему мотивация: неужели нет более важных тем и проблем у учителя? Не хочу утверждать, что нет, но верю, что без работы с мотивацией не будет успешного обучения и результата у конкретного ученика.

Для меня успешное обучение состоит из двух составляющих: понимание и мотивация - одно без другого жить не может и только в тандеме приводит к высокому индивидуальному результату ученика. Я хочу поделиться нашим опытом работы с мотивацией старшеклассников.

Мы верим, что функция преподавателя не сводится к простой трансляции знаний, он должен вдохновлять, мотивировать, направлять, строить индивидуальную образовательную траекторию. К тому же современные технологии позволяют передать многие функции проверки, анализа и контроля данных компьютеру. Это дает возможность преподавателю сосредоточиться на главном - ученике.

Предчувствую, что мне предстоит услышать множество комментариев и возражений, что это все не применимо к школьному процессу, где куча инструкций, ФГОС и так далее. Я думаю, что это во многом зависит от желания преподавателя.

Наверное, каждому из нас, а тем более учителю, иногда полезно проделать упражнение - представить себя на месте современного подростка. Быть старшеклассником сложно. Подросток испытывает стресс и давление с разных сторон (родители, школа, сверстники), ему предстоит важный выбор профессии, экзамены, первая любовь, проблемы взросления и самоопределения, часто сложные отношения с родителями. Вспомните себя - было легко?!

Теперь о мотивации к учебе. В сентябре ученики отдохнувшие, после каникул, готовы идти в бой. К декабрю ребята уже устают, на них много наваливается и они уже думают, что не так уж и хочется поступать в топ-вуз, подойдет любой. Потом новогодние праздники, об учебе думать не хочется. И здесь наблюдается минимум мотивации: ученикам кажется, что еще есть время, и делать ничего не хочется.

Кстати, наша статистика по онлайн-платформе, в которой занимаются ученики, показывает, что темп решения домашних заданий падает как раз в зимний период.

Зная эти сезонные циклы, мы системно работаем с преподавателями, чтобы они правильно взаимодействовали с учениками в этот критический момент. Что же происходит к концу года? Чем ближе экзамены, тем больше ученик начинает испытывать стресс, поэтому начинает больше готовиться.

Пики мотивации попадают на начало года и конец. Но учиться-то надо все время.

Если перечислить причины падения мотивации, выйдет достаточно внушительный список:

  • психологическое давление со стороны родителей, учителей, самого себя;
  • усталость от постоянных испытаний в старших классах;
  • отсутствие поддержки родителей, учителей, друзей;
  • негативная мотивация из разных источников: «Смотри, если не сдашь, то пойдешь в ПТУ учиться»;
  • нежелание брать ответственность за столь серьезный шаг, делегирование ее на преподавателя, родителей, внешние факторы;
  • отсутствие навыков тайм-менеджмента, неумение приоритезировать задачи;
  • неуверенность в качестве подготовки к экзаменам.

Вот и представьте, каждый день подросток приходит домой и встаёт перед выбором – сделать домашнее задание, посидеть в ВКонтакте или погулять с друзьями. Но мы можем повлиять на его выбор.

Есть различные инструменты, как можно влиять на мотивацию (внешнюю и внутреннюю). Один из самых эффективных инструментов для работы с внутренней мотивацией - постановка личной цели.

Преподаватель вместе (это главное условие) с учеником определяет его личную цель. Для кого-то важно, чтобы родители похвалили, кто-то хочет переехать в другой город, кто-то - стать профессионалом в той или иной области.

Но даже, если ученик хочет просто играть на гитаре – можно привести пример, что самые успешные рок-группы начали играть в университете. И если он поступит в вуз, найдет себе друзей, которые поддержат его инициативу.

В своей практике мы реализуем определение и постановку личных целей через личные беседы курса с каждым учеником.

Какие этапы мы выделяем?

Вначале учебного года важно определиться с целью на год, найти источники мотивации и заключить «договор» с учеником, выполнение которого позволит достигнуть этой цели.

В середине года отслеживаем прогресс и даем обратную связь. Причем говорить нужно о макроцелях. Например, «ты перестал делать домашнее задание, передумал становиться врачом?». Но не критиковать и не ругать, а найти «ошибки», с которыми столкнулся ученик на пути к цели, разобрать «боли», которые у него возникли. Нужно оказать поддержку и мотивировать двигаться дальше.

Ну и ближе к концу года вместе подводим итоги, оцениваем пройденный путь с точки зрения ученика и учителя, отмечаем, что получилось или не получилось, корректируем ожидания ученика.

Я понимаю, что сложно провести беседы на каждом этапе с каждым учеником. Но можно это делать выборочно. И не только со слабыми или проблемными учениками.

Сильным ученикам также важно ваше участие и похвала. Можно продумать, на каком этапе требуется ваше подключение к каждому конкретному ученику.

Поделюсь одной практикой, которую используют наши преподаватели. Не все ученики могут легко определиться с целью. В этом случае на помощь приходит метод умной (SMART) постановки целей: Specific. Measurable. Attainable. Relevant. Time based.

1. Цель должна быть конкретной

Неправильно: я хочу учиться лучше. Правильно: в конце ближайшей четверти я хочу иметь не менее 75% пятерок.

2. Цель должна быть измерима

Неправильно: я хочу расширить круг общения. Правильно: к началу нового года я хочу обзавестись тремя новыми знакомыми, с которыми мне будет интересно проводить время.

3. Цель должна быть достижима

Неправильно: я хочу выучить английский в совершенстве. Правильно: я хочу выучить английский на уровне Advanced в течение 3 лет.

4. Цель должна быть актуальной

Неправильно: когда я вырасту, я хочу жить у моря. Правильно: я хочу жить у моря, поступив в вуз, который находится рядом с морем.

5. Цель должна быть ограничена во времени

Неправильно: начать бегать. Правильно: начать бегать сегодня в 19.00 и делать это каждый день в одно и то же время.

С кем-то проще ставить цели, с кем-то сложнее. Да, и мотивация штука сложная, но и дети не роботы. Они не могут механически учиться и выполнять домашние задания. Все должно иметь свою логичную цель. Путь к цели должен быть разбит на небольшие шажки. Каждый шаг должен быть проанализирован и оценен. Тогда и ошибок будет меньше, а цель достигнута быстрее. А результат можно будет измерить!



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться