– Как Вы оцениваете эффективность инструментов, которые предусмотрены министерством для реализации поставленных задач?
– Каждое мероприятие нацпроекта – это некий набор инструментов, причем не только инфраструктурных, как то: «Кванториумы», региональные «Сириусы», центры опережающей профессиональной подготовки или вузовские центры дополнительного образования, но это еще и инструменты, меняющие содержание образования. Это поправки
в стандарты, в систему оценки качества образования с учетом критериев международных исследований. Инструментов достаточно, а как они будут использоваться – это большой вопрос. Сейчас еще рано делать выводы, поскольку прошло только четыре месяца с момента реализации нацпроекта. Тем более что в образовании быстрых изменений не бывает, здесь всегда отсроченные результаты.
– В числе механизмов реализации нацпроекта Вы назвали стандарты. Однако участники дискуссий, которые состоялись недавно в РАО и в НИУ «Высшая школа экономики», отмечали, что новые проекты стандартов не имеют отношения к развитию, индивидуальным траекториям обучения, научно-техническому прогрессу и борьбе за вхождение в топ-10 ведущих стран мира в сфере общего образования. Иными словами, проект ФГОС входит в противоречие с соответствующими поручениями президента. Как быть с этими «нестыковками»?
– На самом деле я говорил о будущем, которое связано с реализацией проекта «Современная школа», предусматривающего сетевое взаимодействие для реализации индивидуальных образовательных траекторий и введение гибких компетенций в рамках ФГОС. Хорошо, что стандарты стали предметом широкого публичного обсуждения. Я надеюсь, это поможет сделать их лучше.
– Каким образом, по Вашему мнению, будет обеспечена вариативность? В своем докладе замминистра просвещения Марина Ракова говорила о том, что родителям будет предоставлен выбор предметов. Возможно ли это?
– Да, конечно, особенно через цифровую образовательную платформу, и здесь главное, чтобы из агрегаторного сервиса она не превратилась в заградительный для того контента, который разрабатывается бизнесом. Сейчас существует достаточно большое количество интернет-порталов, которые не имеют отношения к государству, но оказывают качественные услуги.
Например, частный проект «Поступи онлайн» гораздо интереснее многих вузовских и федеральных проектов.
– Кто будет осуществлять подготовку учителей – Институты повышения квалификации, которые часто не выдерживают критики, или будут организованы принципиально новые площадки?
– В рамках нацпроекта предусмотрены центры профессионального мастерства. Заменят ли они традиционные ИПК – большой вопрос. У нас всегда есть соблазн повесить новую
табличку на старое здание. Избежать этого реально, если подготовка педагогов в рамках проекта «Непрерывное образование для каждого», во-первых, пойдет через онлайн-платформу, и во-вторых, если учителям дадут право выбора места обучения.
Для этого деньги на повышение квалификации учителей должны закладываться в норматив. Однако норматив не пересматривается, невзирая на увеличение бюджетной
нагрузки на регионы: ведь майские указы президента о повышении учительских зарплат никто не отменял.
Такие масштабные изменения, как нацпроекты, требуют не только экономической, но и структурной перестройки региональных систем образования. Так, отсутствие сетевого
взаимодействия мешает развиваться системе, а возможность пользоваться ресурсами других образовательных организаций позволит развивать индивидуальные образовательные траектории учеников, но в то же время надо понимать, что кто-то из педагогов останется без работы.
– То есть Вы считаете, что сетевое взаимодействие приведет к сокращению кадров?
– Без работы рискует остаться только тот, кто не сумеет адаптироваться к переменам. Но я бы говорил не о сокращении кадров, а, наоборот, о появлении дополнительных вакансий,
поскольку в случае организации дистанционного обучения потребуются тьюторы, которые будут руководить образовательными маршрутами детей.
– Что мешало развитию сетевого взаимодействия до настоящего времени?
– Основное препятствие заключается в том, что есть законодательные ограничения совместной реализации образовательных программ, касающиеся наличия лицензии, и что
деньги на эту деятельность должны быть заложены в нормативе специальной строкой. Однако на практике таких примеров крайне мало, и чаще всего они на грани законности – как
говорится, до первой проверки. Особенно это касается взаимодействия школ с организациями дополнительного образования.
– Как Вам видятся перспективы реализации нацпроекта на данном этапе?
– Сейчас главное, на мой взгляд, чтобы министерство сохраняло ту высокую планку связи с регионами, которая была установлена при запуске проекта. Большая часть мероприятий
реализуются «на земле», и от этой работы зависит успех нацпроекта, который не должен превратиться в «отчет об исполнении контрольных точек».