Образовательная политика // Интервью

Нацпроект не должен превратиться в «отчет об исполнении контрольных точек»

24 апреля в ФИРО РАНХиГС состоялось первое установочное заседание рабочих групп по федеральным проектам национального проекта «Образование» под председательством заместителя министра просвещения РФ Марины Раковой. На вопросы «ВО» отвечает директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов.

Нацпроект не должен превратиться в «отчет об исполнении контрольных точек»

– Как Вы оцениваете эффективность инструментов, которые предусмотрены министерством для реализации поставленных задач?

– Каждое мероприятие нацпроекта – это некий набор инструментов, причем не только инфраструктурных, как то: «Кванториумы», региональные «Сириусы», центры опережающей профессиональной подготовки или вузовские центры дополнительного образования, но это еще и инструменты, меняющие содержание образования. Это поправки

в стандарты, в систему оценки качества образования с учетом критериев международных исследований. Инструментов достаточно, а как они будут использоваться – это большой вопрос. Сейчас еще рано делать выводы, поскольку прошло только четыре месяца с момента реализации нацпроекта. Тем более что в образовании быстрых изменений не бывает, здесь всегда отсроченные результаты.

– В числе механизмов реализации нацпроекта Вы назвали стандарты. Однако участники дискуссий, которые состоялись недавно в РАО и в НИУ «Высшая школа экономики», отмечали, что новые проекты стандартов не имеют отношения к развитию, индивидуальным траекториям обучения, научно-техническому прогрессу и борьбе за вхождение в топ-10 ведущих стран мира в сфере общего образования. Иными словами, проект ФГОС входит в противоречие с соответствующими поручениями президента. Как быть с этими «нестыковками»?

– На самом деле я говорил о будущем, которое связано с реализацией проекта «Современная школа», предусматривающего сетевое взаимодействие для реализации индивидуальных образовательных траекторий и введение гибких компетенций в рамках ФГОС. Хорошо, что стандарты стали предметом широкого публичного обсуждения. Я надеюсь, это поможет сделать их лучше.

– Каким образом, по Вашему мнению, будет обеспечена вариативность? В своем докладе замминистра просвещения Марина Ракова говорила о том, что родителям будет предоставлен выбор предметов. Возможно ли это?

– Да, конечно, особенно через цифровую образовательную платформу, и здесь главное, чтобы из агрегаторного сервиса она не превратилась в заградительный для того контента, который разрабатывается бизнесом. Сейчас существует достаточно большое количество интернет-порталов, которые не имеют отношения к государству, но оказывают качественные услуги.

Например, частный проект «Поступи онлайн» гораздо интереснее многих вузовских и федеральных проектов.

– Кто будет осуществлять подготовку учителей – Институты повышения квалификации, которые часто не выдерживают критики, или будут организованы принципиально новые площадки?

– В рамках нацпроекта предусмотрены центры профессионального мастерства. Заменят ли они традиционные ИПК – большой вопрос. У нас всегда есть соблазн повесить новую

табличку на старое здание. Избежать этого реально, если подготовка педагогов в рамках проекта «Непрерывное образование для каждого», во-первых, пойдет через онлайн-платформу, и во-вторых, если учителям дадут право выбора места обучения.

Для этого деньги на повышение квалификации учителей должны закладываться в норматив. Однако норматив не пересматривается, невзирая на увеличение бюджетной

нагрузки на регионы: ведь майские указы президента о повышении учительских зарплат никто не отменял.

Такие масштабные изменения, как нацпроекты, требуют не только экономической, но и структурной перестройки региональных систем образования. Так, отсутствие сетевого

взаимодействия мешает развиваться системе, а возможность пользоваться ресурсами других образовательных организаций позволит развивать индивидуальные образовательные траектории учеников, но в то же время надо понимать, что кто-то из педагогов останется без работы.

– То есть Вы считаете, что сетевое взаимодействие приведет к сокращению кадров?

– Без работы рискует остаться только тот, кто не сумеет адаптироваться к переменам. Но я бы говорил не о сокращении кадров, а, наоборот, о появлении дополнительных вакансий,

поскольку в случае организации дистанционного обучения потребуются тьюторы, которые будут руководить образовательными маршрутами детей.

– Что мешало развитию сетевого взаимодействия до настоящего времени?

– Основное препятствие заключается в том, что есть законодательные ограничения совместной реализации образовательных программ, касающиеся наличия лицензии, и что

деньги на эту деятельность должны быть заложены в нормативе специальной строкой. Однако на практике таких примеров крайне мало, и чаще всего они на грани законности – как

говорится, до первой проверки. Особенно это касается взаимодействия школ с организациями дополнительного образования.

– Как Вам видятся перспективы реализации нацпроекта на данном этапе?

– Сейчас главное, на мой взгляд, чтобы министерство сохраняло ту высокую планку связи с регионами, которая была установлена при запуске проекта. Большая часть мероприятий

реализуются «на земле», и от этой работы зависит успех нацпроекта, который не должен превратиться в «отчет об исполнении контрольных точек».



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться