Качество образования // Новость

Чему научит школа: Новые школьные стандарты планируется утвердить в 2019 году

  • 15 апреля 2019
  • 854
  • 1

Чему научит школа: Новые школьные стандарты планируется утвердить в 2019 году
Фото: kemptechnologies.com

Различать полномочия Госдумы и Правительства РФ? Написать заметку и оформить расписку? Решить математическую задачу на поиск вероятностей? Знать устройство артезианских скважин и «золотое правило» механики? Все это и не только должны будут уметь школьники. Что конкретно и в каком классе они будут изучать, зафиксирует новый проект школьных стандартов. До 29 апреля он проходит широкое общественное обсуждение.

Зачем нужен новый стандарт? Во-первых, каждый учитель теперь будет точно знать, что он должен дать ребенку обязательно. Во-вторых, это значительно упростит подготовку к ЕГЭ и ОГЭ – именно под новый стандарт будут «заточены» все экзаменационные задания. А еще – образовательные программы, все учебники и даже примерные планы уроков...

– Каждый год в августе мы фиксируем более восьми миллионов просмотров демонстрационных вариантов ОГЭ и ЕГЭ. Появились Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, итоговое сочинение и собеседование. И по сложившийся традиции вся страна начинает к ним готовиться. В итоге складывается ситуация, когда именно оценочная процедура задает понимание того, чему учить. Это становится очень серьезным риском для развития всей системы образования, – считает директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

По ее словам, творчество учителя вовсе не в том, чтобы решать: я сейчас буду давать механику или оптику, Толстого или Пелевина (это все будет прописано в новых стандартах). Возможности педагога в том, чтобы выбирать форму подачи материала и яркие методы так, чтобы заинтересовать ученика и найти к нему индивидуальный подход.

Итак, чему конкретно научит школа? Возьмем самые популярные предметы, которые сдают выпускники.

Русский язык

В программе не только правописание, но и практические задачи. Так, на уроках русского языка научат правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий-висячий». Понимать смысл прочитанного текста, выделять его главную мысль. Писать сочинения-миниатюры. Плюс – интервью, репортажи, заметку, рецензию, реферат, деловые бумаги. Среди последних, что особенно любопытно: заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика. И всем этим выпускник уже девятого класса должен уверенно владеть.

Устная речь тоже попала в фокус. К примеру, любой школьник должен будет уметь вести диалог, выстраивать беседу и рассказ по широкому кругу тем.

Математика

Дроби, проценты, квадратный корень, многочлен. График функции, прогрессии и случайные величины. Плюс – векторы, абсцисса, ордината... Все это (и не только) есть в программе, и все знать обязательно. Зачем? Конечно, чтобы применять на практике. К примеру, ребенок должен уметь «решать простейшие задачи на поиск вероятностей, оценивать вероятности реальных событий, применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, вычислять расстояния на местности, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни».

Обществознание

Обществознание из года в год держит первое место в топе предметов по выбору, как на ЕГЭ, так и на ОГЭ. Но процент двоечников здесь тоже один из самых высоких. Почему? Ребята толком не готовятся, считают предмет легким. А это далеко не так. Вот, что требуют новые стандарты: ребенок должен знать, чем индивид отличается от личности, суметь описать типичные социальные роли подростка, типы семей, ресурсы и возможности экономики России, ее государственные символы. Плюс – конституционные права и нормы морали. И даже называть особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, виды правонарушений... А еще – различать полномочия президента, Госдумы и правительства, сравнивать политические партии. Кроме того, на уроках обществознания ребенка научат самостоятельно заполнять простейшие виды правовых документов: заявления, доверенности.

Физика

Здесь тоже уклон в практику. Так, школьники должны использовать знания о физических явлениях «для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами», «характеризовать физические процессы, используя закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, «золотое правило» механики». Плюс – распознавать изученные физические явления в окружающем мире: действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; устройство артезианских скважин; рычаги в теле человека. Ну и, конечно, школьнику нужно уметь проводить физические опыты.

А для всего этого придется выучить и физические величины (масса, объем, плотность вещества, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, сила трения, давление столба жидкости, момент силы, КПД, кинетическая и потенциальная энергия...) и формулы.
Ну и на «закуску» – приводить примеры вклада российских (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, И.В. Курчатов) и зарубежных (И. Ньютон, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки.

Биология

На уроках биологии школьников научат сравнивать живое и неживое, описывать организм растения, животного по заданному плану, работать с микроскопом. И даже – внимание – владеть приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными.

Кроме того, по итогам курса школьники будут иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение. Ребята освоят основы экологической грамотности.

Пестики и тычинки тоже никуда не денутся: в программе – водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные; покрытосеменные или цветковые. А еще – ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие...

История

Определять длительность исторических процессов, последовательность явлений, синхронизировать события истории разных стран и народов, определять современников, – все это и многое другое должен уметь школьник.

В фокусе – важнейшие даты мировой истории, важнейшие государства и имена: Древняя Греция, Рим, Средневековье, религиозные войны в Европе, война за независимость британских колоний, Французская революция и многое другое. Ну и, конечно, особое внимание – программе отечественной истории.

Итогом курса также должно стать овладение ребенком «приемами взаимодействия с людьми другой культуры на основе ценностей современного российского общества».

Литература

Несмотря на то, что ЕГЭ и ОГЭ по литературе традиционно сдают немного выпускников, стандарты именно по этому предмету вызывают больше всего споров. Как рассказала первый зампредседателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России, председатель совета «Ассоциации учителей русского языка и литературы» Людмила Дудова, плюс нового проекта стандартов в том, что и родители и дети будут знать, какие тексты нужно точно прочесть к итоговой аттестации по литературе в 11 классе.

В обязательном списке: «Слово о полку Игореве», «Гамлет», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Собачье сердце» и другие. При этом нужно знать не только произведения, но и важнейшие факты биографии писателей. Плюс – уметь «вести диалог о прочитанном, участвовать в дискуссии на литературные темы, уметь за словом видеть позицию», писать сочинение-рассуждение (не менее 250 слов).

Кстати

Впервые в стандарте появились не только конкретные требования к предметным результатам, но и к материально-техническому оснащению классов, библиотек. К примеру, «физический» класс должен быть оборудован не только мебелью, но и системой хранения учебных пособий, таблиц и плакатов, техническими и электронными средствами, лабораторным оборудованием, демонстрационными приборами.

Официально

Статс-секретарь, заместитель министра просвещения Павел Зенькович:

– Стандарт рассчитан на многие годы вперед. И здесь перед нами стоит сложная задача – мы должны пройти между Сциллой и Харибдой, между четкостью и вариативностью. После появления стандарта на его снове будет разработано несколько примерных образовательных программ, которые сможет выбрать учитель. Будет базовая программа, базовая «плюс», базовая «плюс-плюс…» Это позволит достичь вариативности, о которой мы говорим. Думаю, что уже к осени мы выйдем на подписание приказа новых стандартов. Но, конечно, реально они вступят в действие через какое-то время. И мы еще будем думать, какой должен быть переходный период.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться