Качество образования // Комментарий эксперта

Так дрессируют, а не учат

Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Екатерина Асонова о новом ФГОС.

Так дрессируют, а не учат
Фото: gomel-circus.narod.ru

Нашей стране очень нужен новый образовательный стандарт.

Новый.

А не новая редакция старого.

Потому что новая редакция во главу угла поставила контроль: прописаны формы аттестации, требования к их оценкам, а также дан список того, что будут проверять.

Так дрессируют, а не учат.

Чтобы учить успешно, надо в первую очередь признать, что основная задача школы (начальной и основной) – обеспечивать комфортные условия, в которых живут дети. Да-да, именно живут. Пребывание в школе – это очень весомая часть жизни наших детей. Предписываемая законом и обязательная…

Комфортная школа – это значит не наносящая вреда здоровью. То есть стандарт должен гарантировать, что из школы выйдет здоровый человек, научившийся сохранять свое здоровье. Не СанПиНы это должны определять, а документ, которым руководствуются при составлении учебного плана, определяющего режим учебной программы, определяющей деятельность и т.п. Не учитель или руководитель образовательной организации должны придумать, как урочную систему причесать, чтобы здоровье детям не портить, а стандарт должен гарантировать им и детям возможность быть на воздухе, правильно организовать смену деятельности, обеспечить двигательную активность и т.п.

Комфортная образовательная среда – это среда, отвечающая потребностям и интересам ребенка, то есть позволяющая ему быть субъектом. Сейчас стандарт не только не интересуется этой стороной образования, но еще и отказал в этом учителю. Если раньше в нем не было «содержания», то есть перечней того, что нужно запомнить-изучить-понять-воспроизвести, то сейчас все расписано строго по классам. Иными словами, возможности научить детей читать на интересном им тексте нет.

Вы не найдете в стандарте ни слова о новой грамотности или компетенциях XXI века: о самостоятельности, креативности, командной работе в описаниях предметных результатов ни слова. И уж тем более в стандарте ни слова о том, как их достичь.

Нет слов о том, что командная работа должна быть обеспечена условиями – мобильной мебелью в кабинетах, специальными местами для организации такой работы в библиотеке (коворкингами).

Самостоятельная работа должна быть тоже обеспечена библиотекой, доступом к информационным ресурсам, необходимыми канцелярскими принадлежностями, а иногда и оргтехникой.

Так как прописано все, что надо изучить и потом явить на аттестации, нет в стандарте слов о том, как формируются навыки поисковой работы. Просто потому что искать ничего не надо: все есть в учебнике.

Удивительно архаичными в стандарте 2019 года выглядят слова об урочной и внеурочной деятельности; странно видеть, что формирование «универсальных учебных действий» должно быть прописано отдельно от программ учебных курсов.

По-моему, мы можем себе позволить что-то новое: определить для каждой ступени образования самостоятельную задачу, оформленную в виде описания того, что ученик будет уметь делать самостоятельно. Определить гарантируемые всем обучающимся условия обучения. Опираясь на опыт лучших школ, описать подходы к организации учебного процесса (организации учебного времени, требования к организации образовательного пространства, методику организации учебной деятельности), адекватные современному этапу развития общества.

Тексты «обновленных» стандартов начальной и основной школы можно посмотреть и откомментировать здесь.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться