Культура // Расшифровка

​Александр Адамский: Должна быть определенная норма в поведении учителя перед детьми

В программе «Утро России» на телеканале «Россия 1» научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский рассказал об «учительском кодексе чести».

​Александр Адамский: Должна быть определенная норма в поведении учителя перед детьми

Министерство просвещения откликнулось на ситуацию, возникшую вокруг молодой учительницы из Барнаула. Фотография на морозе в коротком платье, размещенная в социальной сети, вызвала претензии со стороны руководства школы, к конфликту подключились родители, коллеги и просто интернет-пользователи. Резюме федерального ведомства: детально разобраться в причинах увольнения должны региональные органы управления. Разобрались и, по сообщениям информационных агентств, предложили девушке разработать правила поведения в социальных сетях для учителей.

История с платьем, впрочем, не прецедент, были флешмобы под лозунгом: «учителя тоже люди» в поддержку преподавателя из Омска, чьи фотографии разместило модельное агентство, и родительские акции в ответ на увольнение учителя физики, который в студенческие годы работал в ночном клубе. Очевидно, мерилом морального облика педагога в социальной сети становится вкусовщина. Где грань и как её найти, ведущие обсудили вместе с Александром Адамским.

Ведущие: Мы же понимаем, что ситуация ситуации рознь, должно быть нормальное восприятие учителя в жизни, всё-таки он в первую очередь человек.

А. Адамский: Здесь три очень важных момента: первое, в образовании есть огромное количество более важных и насущных проблем: с учебниками проблемы, с зарплатами, с нагрузкой учителя, с которой он не справляется, с бюрократическим давлением...

И общество интересуется среди всего этого не тем, что будет происходить с детьми вследствие накопленных проблем, а тем, как показала себя учительница и что заставляет людей смотреть на учителя пристально.

Ведущие: Я скажу вам почему: чем выше сила – тем больше ответственность. Может, это неудовлетворенность родителей, ревность.

А. Адамский: Я с вами согласен, потому что они видят это в том числе глазами детей. Мы отдаем детей и должны быть уверены, что отдаем их чуть ли не Богу. А тут вдруг оказывается, что она может сфотографироваться, ничто человеческое ей не чуждо.

Ведущие: Как вы думаете, необходим ли кодекс учителя?

А. Адамский: Очень важный вопрос, но в моем представлении он касается не только дресс-кода, должна быть определённая норма учительского поведения перед детьми.

Ведущие: Что за норма?

А. Адамский: Норма отношения к ребенку: во-первых, принимай его таким, какой он есть, а не старайся сравнить его с каким-то идеалом; во-вторых, не сравнивай его с другими, в-третьих, содействуй успеху ребенка, веди себя так, чтобы ребёнок не чувствовал себя ущербным, недоделанным, недоформированным, недоученным и т.д. И в этом смысле я вижу предвзятое отношение к родителю как ответную реакцию на предвзятое отношение учителя к детям.

Ведущие: Тогда некая ханжеская манера будет существовать в обществе.

А. Адамский: Она такая есть во многом, в отношении учителя к ребенку особенно.

Ведущие: Должен существовать единый стиль в общении с учителями, директорами, детьми, некий консенсус?

А. Адамский: У нас нет возможности установить это на всё учительское сообщество, в этом смысле это дело школы, я не исключаю варианта, что одна школа примет решение внутри себя (такой у нас дресс-код, такое поведение в социальных сетях, в чатах, ведь сейчас это огромная проблема, родители ругаются, ругают учителей).

Ведущие: Есть же спортивная жизнь, где нужна специальная форма, купальники, плавки, как быть?

А. Адамский: Если взять посещение музея, например, другая учительница пошла с классом в музей и видит там обнаженную натуру, и что?

Ведущие: Ещё один вариант. Маленький городок, все пошли на пляж, там и родители, и учитель, и дети, что делать?

А. Адамский: Я учился в маленькой сельской школе, вместе с учителями начальных классов мы ходили на речку, и купались они не в платьях.

Ведущие: Но всё-таки единый кодекс для учителя должен существовать?

А. Адамский: Да, так как дети видят, что учитель придерживается какой-то писаной нормы.

Когда рядом дети, им всё время нужно предъявлять, почему мы действуем так, а не иначе. Дети – почемучки, слава Богу.

Ведущие: Школы должны сейчас как-то сами, послушав нас, сказать: о да, это хорошая идея?

А. Адамский: Сами. Если сейчас начнут вмешиваться административные органы, то будет намного хуже. Это воля учителей.



Новости





























































Поделиться