Культура // Статья

Почему молодого Менделеева называли «Леонора» и стоит ли жертвовать жизнью из-за любви, как Пушкин?

Музыковед, заслуженный деятель искусств России Элеонора Фрадкина – о проекте культурного центра для детей и родителей «Я – петербуржец».

Почему молодого Менделеева называли «Леонора» и стоит ли жертвовать жизнью из-за любви, как Пушкин?
Фото: mycdn.me


Школа «Унисон» имеет символическое название. Унисон – это музыкальный термин. Он означает слияние многих голосов в один. Поэтому вполне закономерно, что петербургская школа «Унисон» стала инициатором открытия междисциплинарного, многофункционального культурного центра для детей, юношества и их родителей «Я – петербуржец». В нем объединятся разные сферы бытия великого города, определяющие его многоцветную палитру: история, архитектура, культура (музыка, живопись, скульптура, театр, кино), наука.

Задача культурного центра «Я – петербуржец» – дать ребенку, подростку, юноше максимально полное представление об основных аспектах понятия «петербуржец».

Каждый человек, считающий себя истинным петербуржцем, должен иметь представление о многообразии, величии и истории того уникального города, каким является Санкт-Петербург. Воспитать истинного петербуржца, молодого человека – не просто жителя, а личность, заинтересованную в судьбе родного города, ощущающую себя в нем как в родном доме. Постичь прошлое во имя настоящего – это моя жизнь в моем городе.

Санкт-Петербург – не только один из самых прекрасных городов в мире, но и то уникальное место в отечественной истории, которое вобрало в себя богатейшие сокровища духовной культуры человечества.

История Петербурга – это в значительной степени история российского государства. Программа центра «Я –петербуржец» сознательно не ограничивает себя одной или несколькими сферами интересов и увлечений. Культурный центр принципиально многолик. В нем найдут свое место история, архитектура, математика, физика, медицина, журналистика, искусство (живопись, музыка, театр, кино) и другие области жизни человека.

Нынешняя концепция образования выдвинула принцип синтетического знания, где связи между явлениями развивают творческие способности, а широкий взгляд на мир помогает постигать глубинные процессы бытия и личного выбора.

Петербургские дети, подростки, юноши как никогда сейчас нуждаются в богатых личных и профессиональных контактах, которые не только помогают расширить диапазон знаний, но и приводят к обсуждению самых животрепещущих общих вопросов настоящего и будущего: искусственный интеллект, жизнь до ста лет, изменение климата, литература, СМИ и многое-многое другое.

Благодаря дискуссионной атмосфере посетители центра смогут получить отличную практику, развивающую дисциплину ума, навыки устной речи, умение отстаивать свою точку зрения.

Юные и взрослые не должны в наших стенах чувствовать жесткой иерархии. Нет ничего лучше, чем сочетание юного свежего взгляда и жизненного опыта, знаний взрослых людей – специалистов в разных областях.

Каждая встреча – это своего рода круглый стол с обсуждением тем прошлого и настоящего.

Например, разговор о деяниях Петра Первого может перейти на весьма злободневную тему: исконно русское, национальное и иноземное, плюсы и минусы, эволюция исторического процесса – государственная изолированность и глобальный мир.

Судьба Пушкина, посещение пушкинских мест в Петербурге, история дуэли может перейти в диспут – что такое «понятие чести», что в нем изменилось, а что сохранилось, стоит ли жертвовать жизнью из-за любви.

Великие представители отечественной науки – Менделеев, Боткин, Сеченов – могут заинтересовать ребят не только своими открытиями, памятными местами города, связанными с их деятельностью, но и их широкими культурными познаниями. У молодого Менделеева в молодые годы была кличка «Леонора», потому что он постоянно напевал мотив из увертюры Бетховена к опере «Фиделио», будучи страстным меломаном. В квартире доктора Боткина существовал музыкальный салон, куда приглашались друзья-ученые, в том числе и студенты.

Петербург всегда был городом многонациональным, многоконфессиональным.

Многие великие представители петербургской культуры и науки, к примеру, девятнадцатого века не были урожденными петербуржцами. И сегодня в Санкт-Петербург приезжают люди из разных городов России и бывшего Советского Союза. Город принимает их как родных, и они вскоре становятся настоящими петербуржцами. Есть море возможностей ощутить свою личную причастность к судьбе города.

Интересно будет встретить в стенах культурного центра победителей международных олимпиад, музыкальных конкурсов – ребят, талантами которых должен гордиться город, а встречи со сверстниками доставили бы радость всем.

Здесь же найдет свое место и уникальный проект, продолжающий вечную тему «Отцы и дети». Это пять театральных постановок режиссера Андрея Шимко, лауреата Царскосельской премии, где семьи – взрослые и дети – в форме импровизации пытаются разрешить сложные и жизненно важные для развития личности проблемы (добро и зло, сострадание, взгляд на будущее, на историю страны, конфликты поколений). Это своеобразный психологический театр, где нет разделения на исполнителей и зрителей. Все – участники и соучастники.

Идея получила серьезную поддержку у известного пушкиниста, историка Якова Гордина, известного художника Александра Флоренского, дирижера Юрия Темирканова, председателя комиссии по вопросам культуры, науки и образования Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максима Резника и многих других именитых петербуржцев.

Мы – авторы проекта – надеемся, что наша инициатива найдет поддержку у властей города. И у новорожденного появится свое прекрасное помещение – пространство, где будет интересно и тепло юным петербуржцам.

Комментарий

«Ни в одном другом городе такой проект был бы невозможен»

Владимир Бацын, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»:

– Я с восторгом погрузился в замысел салона «Я – петербуржец», поскольку совершенно убежден, что другого города, в такой полноте сохранившегося как воплощение России классического периода, в нашей стране больше нет. Уверен также, что ни в одном другом городе (включая Москву) такой проект был бы невозможен. И хотя я по месту рождения и жизненного пребывания не имею права называться петербуржцем, чувствую, что в моем субъективном пространстве Петербург не просто присутствует, он там живет.

Уверен, в Петербурге немало мальчиков и девочек, испытывающих к родному городу чувство любви. Но оно, чувство это, интимно и невыразимо, как приходящая в этом возрасте первая любовь. И не каждый из них хочет (а тем более готов) публично говорить о том, чему сам, может быть, и не собирался подбирать вербального эквивалента. Поэтому в этом проекте самое, на мой взгляд, важное –поддержать мотивацию, стимул, способный преодолеть подростковую закрытость и объявить себя, включив ребят в некую деятельность по наращиванию амальгамы «Я и Петербург», «Петербург во мне», «Петербург через меня», «Мой Петербург – для тех, у кого есть свой Петербург», «Диалог со сверстником о Петербурге». Верю, что для такого диалога найдутся участники и Центр возникнет: юные петербуржцы вдохнут в него жизнь, наполнив его своей жизнью и любовью.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться