Родители // Колонка

Как позволить случиться насыщенной детской жизни и не превратить свою жизнь в кошмар и бардак?

4 способа выживания для родителей

 Как позволить случиться насыщенной детской жизни и не превратить свою жизнь в кошмар и бардак?
Фото: promum.com.ua

Ни для кого не секрет, что у ребенка есть много специфических потребностей – ему нужно и бегать, и громко кричать, и залезть куда-нибудь повыше, чтобы потом оттуда спрыгнуть. А еще у детей зашкаливает энергия, им все интересно и любопытно, они активно играют, экспериментируют и познают мир, а еще – свои возможности.

Взрослому же такая активность детей не всегда легко дается. Его волнуют часто противоположные вещи – порядок, чистота, соседи, безопасность ребенка, сохранность мебели и прочие вещи, о которых кому, как не взрослому, беспокоиться? Поэтому при возрастающей активности ребенка родители обычно довольно быстро «перегреваются» и устают. Краски размазаны по столу, вода разлита, игрушки по всей квартире... И есть соблазн в другой раз не давать краски, а дать, например, фломастер, или поскорее закончить игру, убраться и т.п.

Как же быть взрослому, чтобы самому «выжить», дав ребенку при этом полноценно развиваться, экспериментировать и познавать себя?!

1. Должны быть осознанные для ребенка правила.
Все взрослые так или иначе используют с детьми правила, но обычно они вводятся самими взрослыми и делается это в словесной форме: «После игры нужно убрать за собой игрушки», «Перед едой нужно помыть руки», «Нельзя шуметь, соседи будут ругаться», «Не лезь в этот шкаф, здесь лекарства» и т.д.

Но ребенку не всегда до конца понятен смысл правил, либо ему сложно удержать правило «на слух».

Ребенок не то что не хочет, а честно забывает, потому что для него не существует того, чего нет перед его глазами.

Поэтому уже с четырех лет можно обсуждать с ребенком правила, просить рассказать, какие правила он уже знает и почему их нужно соблюдать. Хорошо, если ребенок зарисует их.

Можно развесить таблички с правилами вместе с ребенком по квартире. Или можно сфотографировать ребенка, показывающего, «как нельзя» и «как можно» – ребенок с удовольствием покажет правильное и неправильное поведение.

Но и для двух-трехлеток есть вариант: самим найти и распечатать картинки с правильным и неправильным поведением в ситуациях, с которыми ребенок постоянно сталкивается, и развесить в квартире. Дети с интересом будут рассматривать их, а потом ходить и показывать: «вот так нельзя, ай-а-ай», а так «можно!», а так – «низя!».

Когда придут гости, нужно обязательно попросить ребенка провести экскурсию и рассказать гостям о правилах, а то вдруг они не знают, как себя вести. Ребенок наверняка будет горд провести гостя по «своим владениям» и рассказать о здешних правилах. Именно так нормы закрепляются и переходят на более осознанный уровень.

2. Если мы знаем, что какая-то деятельность необходима и полезна для развития ребенка, но это может вконец нарушить наш покой или привести к бардаку и хаосу, например, громкое пение или рисование на стене, очень важно не просто запрещать, а озвучивать «нельзя» одновременно с «можно».

«Нельзя петь вечером, но можно днем». Или «нельзя петь в спальне, но можно в зале». «Нельзя рисовать на обычных обоях, но можно на грифельных». «Нельзя залезать на шкаф, но можно на шведскую стенку» и т.д. И эти правила тоже можно зарисовать и повесить.

Почему «нельзя» одновременно с «можно»? Потому что если у ребенка есть потребность, например, в лазании, он все равно будет искать способы ее реализации, но, чтобы родителю не пришлось снимать малыша со шкафа (или еще откуда-нибудь), но и при этом не запрещать ему полностью реализацию потребности, лучше всего заранее подготовить среду. Возможно, это затратно, но стоит того.

Очень горько смотреть на детей, которые все-таки не выдерживают и где-то в уголочке потихоньку изрисовывают новые обои. И нам приходится ругаться и запрещать, хотя понятно, почему он так сделал.

В общем, это сплошной моральный раздрай для родителя – запретить/не запрещать? Многие родители, я знаю, разрешают и дальше разрисовывать свои обои. Но лучше и легче однозначно обозначить то, что неприемлемо, и сразу предоставить «легальную» возможность. И ребенок рад, и родители спокойны!

3. Можно использовать привлекательные правила или заводить традиции. Здесь я очень много подчерпнула из опыта чудесного детского сада Школы самоопределения А.Н. Тубельского.

Например, «убиральная музыка» – пока звучит музыка, нужно успеть убрать игрушки. А колокольчик, например, может звать к столу.

Такие ритуалы поначалу здорово работают, для ребенка это забавная игра, но при этом он выполняет то, что мы от него требуем без повторений, повышения голоса и т.д. Но, как и всякое повторение, в какой-то момент приедаются и ритуалы. Тогда их можно изменить – подобрать зазывной стишок, который будет звать к обеду, или придумать/выбрать новый сигнал совместно с ребенком. Здесь нужно быть гибким, ведь дети не переносят занудства и нравоучений.

4. Наказания. Без них тоже никуда. Дети балуются, иногда они заигрываются, их «заносит». Это может угрожать их безопасности, поэтому взрослому здесь обязательно нужно вмешаться и принять меры. Если ребенок нарушил зарисованное правило, о котором он знает, то здесь лучше всякого угла и лишения конфет и планшетов – скамейка штрафника. Как у спортсменов. Посидеть, подумать какое-то время, прийти в себя. И хороший помощник тут – песочные часы. Ребенок видит, сколько времени ему нужно посидеть, для него нет страшной неопределенности, он прекрасно знает – «за что» и «сколько». Если же правила такого не было, но мы, взрослые, понимаем, что делать этого ребенку точно нельзя, то нужно садиться с ним и тут же вырабатывать и зарисовывать это правило. Наказание должно быть обосновано и понятно ребенку, тогда это не страшно и не жестоко, а, напротив, учит и воспитывает.

Песочные часы также помогут успевать, например, одеваться – незаменимая вещь. В аптеках продаются такие часы на 10, 5, 3, 2 и 1 минуту.

Эти четыре способа, конечно, при должном внимании к ним и последовательном исполнении всеми членами семьи (когда их придерживается не только мама, а вся семья, сообща), могут помочь существенно насытить детскую жизнь, расширить возможности ребенка в познании мира и при этом сохранить взрослого в ресурсном состоянии. Когда «мама на нуле» – это никому не на пользу.



Новости





























































Поделиться