ЕГЭ // Колонка

«Золотые сочинения» выхолащивают саму идею


 «Золотые сочинения» выхолащивают саму идею
Фото: mycdn.me

27 ноября 2019 года в Министерстве просвещения состоялось заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения под руководством Н.Д. Солженицыной. Заседание не рядовое: было представлено для обсуждения новое Положение о Совете, новые его члены (Е.С. Абелюк, С.А. Зинин, А.А. Музаев, Е.Ю. Полтавец, О.А. Решетникова, Е.С. Романичева, Т.Ю. Синюгина, А.А. Скулачев). Главным вопросом, про который говорили больше двух часов, стало совершенствование формата итогового сочинения.

Все члены Совета сошлись в главном: итоговое сочинение – важная составляющая жизни российской школы, оно многое поменяло в отношении выпускников к русскому языку и литературе, оно помогает выстраивать межпредметные связи и является единственной пока формой массового контроля надпредметных умений.

И второй момент, который тоже разделили все.

Этап, когда сочинение пишется по темам в рамках открытых направлений, подошёл к концу.

Этот этап изначально задумывался как временный, был, безусловно, нужен, принёс свои плоды – а теперь нуждается в осмыслении и подведении итогов для того, чтобы разработать новую модель сочинения.

В нынешнем варианте многое хорошо и удачно: универсальные темы, позволяющие ученикам проявить себя и продемонстрировать знания из разных областей, понятность процедуры, выбора тем и критериев оценивания… Но очевидны и недостатки: он провоцирует появление сборников «золотых сочинений», заучивание текстов из них, которые годятся для сочинения на любую тему из направления. В итоге – на лицо выхолащивание самой идеи (сочинение должно учить детей выражать свои мысли, писать авторский текст, самостоятельно рассуждать).

На заседании члены Совета рассказали о трёх возможных моделях совершенствования сочинения, которые разработаны на данный момент. В чём-то они совпадают, в чём-то базируются на разных принципах. Потому что перспективы развития сочинения вызывают много вопросов.

Как сделать его связанным со школьной программой – и одновременно провоцирующим самостоятельное мышление, неординарное творческое высказывание? Как сделать критерии и тематические рамки понятными для учеников и родителей, но при этом не «высушить» работы школьников, не сделать их шаблонными?

Как с опорой на сочинение сохранить интерес учеников к литературе, к русской классике, но при этом не сделать этот интерес формальным (литература как «база аргументов» для сочинения) и не потерять метапредметный характер работы?

Как соединить сочинение с другими экзаменационными формами, чтобы оно не противоречило им (в том числе, юридически), дополняло уже существующие экзамены? Какого рода темы должны лежать в основе итогового сочинения, как сохранить в них живость и одновременно глубину, как соединить понятность и неординарность? Нужно ли жёстко привязывать сочинение к литературе, стоит ли прямо апеллировать к материалу других предметов?

В конечном счёте – зачем нам нужна эта форма допуска до ЕГЭ и какие направления она задаёт в развитии учеников и учителей?

Для решения всех этих вопросов, не имеющих пока ясного ответа (и слава Богу: любой скорый ответ может оказаться примитивным и даже вредным), анализа текущей ситуации и разработки новой модели проведения итогового сочинения образована рабочая группа. Председателем группы назначили меня, также в неё вошли учителя со всей страны, методисты, сотрудники вузов. Результаты работы группа представит Совету – так, чтобы ещё до начала учебного года учителя, ученики и родители понимали, что их ждёт на итоговом сочинении в декабре 2020 года.



Новости





























































Поделиться