Уроки полового воспитания в школах — камень преткновения не только для родителей, но и педагогов.
Психолог Наталья Толстая и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург считают, что такие занятия обязательно должны быть в программе.
Ожесточенные споры о том, нужно ли вводить уроки полового воспитания, ведутся далеко не первый год.
Ранее Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, согласно которым появление в школах уроков полового просвещения поддерживают 60% россиян. Так, 21% россиян «полностью» и 39% «скорее» поддерживают введение уроков полового воспитания в школе.
При этом большинство респондентов (61%) считают, что центральным вопросом в половом воспитании молодежи должен стать нравственный аспект сексуальных отношений, а также воспитание чувства ответственности за свои поступки.
На другой стороне — люди, убежденные в том, что такие уроки противоречат нормам морали и нравственности, а родители и так могут доходчиво рассказать о взаимоотношениях возлюбленных на примере тычинки и пестика.
По словам психолога, кандидата медицинских наук Натальи Толстой, ничего нового в уроках полового воспитания нет. Так, в СССР шла активная пропаганда здоровой традиционной семейной жизни, и в рамках курса «Основы советской семьи и семейного воспитания», а позднее и «Этика и психология семейной жизни», акушер-гинеколог приходил к детям трижды: когда они выпускались из детского сада, когда оканчивали четвертый и десятый классы.
«Сейчас почему-то эта тема табуируется или извращается, и я сталкивалась с тем, когда ко мне приводили десятиклассниц, они задавали такие безобразные вопросы, связанные с половым воспитанием, что у меня волосы на голове шевелились», — рассказывает Толстая.
По ее словам, нет ничего зазорного в том, чтобы опытный психолог объяснил, что не страшно покупать средства контрацепции в аптеке и не стыдно ими пользоваться; подготовленный специалист рассказал об инфекциях, которые передаются половым путем, а также к каким последствиям приводят эти заболевания в случае, если их не лечить.
Они получают информацию в лагерях, в подворотнях, друг от друга — от кого угодно, но только не от профессионалов. Они в принципе не могут никому задать таких вопросов. Но эти вопросы обсуждать нужно, и учить элементарной чистоте и законам человеческого проживания в отношениях с партнером. Секс — это необязательно художественное совокупление, секс — это взаимоотношение полов, — отмечает Толстая.
С ней согласен заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург, который подчеркивает, что говорить с подростками на такую щепетильную тему необходимо, однако делать это следует аккуратно, — подготавливать почву еще в детском саду.
«Знакомство с анатомией, отличиями мальчика от девочки, когда не бушуют никакие связанные с половым созреванием физиологические процессы, — очень хороший путь. Поэтому спокойно и абсолютно доступно нужно детей с этим знакомить, чтобы потом это не было запретным плодом. Это нужно начинать уже в детском саду. Это должны быть не специальные какие-то уроки полового воспитания, а занятия, на которых группа или класс знакомится с различиями: какие разные мальчики и девочки», — считает Ямбург.
В то же время есть и вопросы, которые вписываются в курс анатомии. Отдельные уроки можно расширять, а темы — дополнять или направлять в сторону полового воспитания. Такие вопросы могут быть связаны с гигиеной, контрацепцией. Последнее особенно важно, учитывая стремительное снижение среднего возраста начала половой жизни не только в России, но и во всем мире. По мнению Ямбурга, этим должны заниматься профессионалы.
«Вот у меня есть пример. Систематически читает совершенно замечательные лекции отдельно для девочек и отдельно для мальчиков Институт гигиены детей и подростков. Они умеют на эту тему разговаривать деликатно и профессионально это делают. Реакция после таких лекций самая положительная. Я даже как-то видел, как на груди женщины, директора этого Института, рыдала девочка и благодарила за лекцию: «Спасибо, что мне объяснили, меня это мучило», — рассказывает педагог.
Другая сторона вопроса — духовная. То, что называется любовь. В этом плане отличную возможность дают уроки литературы или истории, если речь идет о любви друг к другу выдающихся людей, уверен Ямбург.
«Сейчас пойдет год, посвященный победе в Великой Отечественной войне — «Год памяти и славы 75-летия Победы». История любви маршала Баграмяна к своей жене, одной-единственной на всю жизнь — то, что нужно. То, о чем нужно рассказывать подрастающему поколению», — считает учитель.
Курс обучения должен помочь подросткам предотвратить ошибки, которые они могут совершить во время первых сексуальных опытов.
«Здесь успех зависит от такта, воспитания, образования человека, который этим будет заниматься. Да и не каждый педагог к этому готов. Извините меня за прямоту, но если старая дева, будучи учительницей, объясняет то, как, скажем так, строить отношения, очень это неубедительно все», — заключил Евгений Ямбург.