ЕГЭ // Статья

Тайм-менеджмент школьника: почему важно управлять своим временем и как это помогает во время ГИА


Тайм-менеджмент школьника: почему важно управлять своим временем и как это помогает во время  ГИА
Фото: krasnogorsk-adm.ru

Подготовка к экзаменам — это особенный период в жизни школьника, когда он становится максимально уязвимым и легко впадает в стрессовое состояние, что приводит к перманентному беспокойству и расфокусировке внимания. Но в этом времени есть и свои плюсы, ведь школьники учатся брать на себя ответственность, более грамотно распределять свои ресурсы, в том числе время. Важно успокоиться и собраться с мыслями, а затем задействовать в своих целях возможности тайм-менеджмента.

Сейчас тайм-менеджмент активно входит в жизнь подрастающего поколения с раннего возраста. Но если ваш ребенок еще не имеет в запасе этих навыков — самое время научить его пользоваться ими сейчас, психологически облегчив тем самым период подготовки к аттестационным экзаменам.

Различные центры активно предлагают курсы управления временем для детей, но являются ли они гарантией успешно сданных экзаменов? Иногда родители рассуждают именно так: если загрузить ребенка по полной, расписав все дела поминутно в графике, то он вдруг станет самостоятельным и преуспевающим. Но технология тайм-менеджмента обучает лишь грамотно распределять свое время, относительно возможностей, целей и желаний.

Тайм-менеджмент выделяет 3 ключевых момента, освоение которых поможет ребенку не паниковать, не бояться большого количества дел, наглядно видеть план работы целиком, благодаря чему чувствовать контроль над ситуацией. Эти навыки обязательно пригодятся ребенку в будущем, при том применять их он сможет в разных сферах. А иногда эффект от освоения проявляется отсрочено, поэтому будьте терпеливы.

Шаг 1 — научите ребенка ставить перед собой ключевые цели.

Это первый и базовый навык, без которого невозможно продуктивное решение поставленных задач.

Цель — это руководство, побуждение к действию и своего рода смысл.

«Когда я не знаю, на какую гавань мне нужно держать курс, тогда ни один ветер не будет для меня попутным» (Сенека).

Осознает ли ребенок, зачем он вообще учится, ходит к репетитору, для чего ему сдавать экзамены и поступать в институт? Помогите своему ребенку сформировать не абстрактную цель, а такую, которая дает что-то именно ему. То есть, не «поступить в вуз», а «поступить в вуз, чтобы получить престижную профессию и потом ездить в поездки за границу».

Когда цели определены, нужно прорабатывать подход к ним. Знает ли ребенок, по каким ступенькам подняться к желаемому? Для того чтобы цель не выглядела недостижимой или нереалистичной, помогите ребенку разобраться из чего она состоит: места, действия, время, усилия.

Глобальные цели, которые больше похожи на мечты, лучше дробить на smart-цели с конкретикой. Например, цель «поступить в вуз» делится на более маленькие подцели: сдать русский язык, математику и биологию. Или: цель «сдать экзамен на 100 баллов» делим на «изучить базовые вопросы», «углубиться в основные темы» и т.д.

Таким образом, исходя из основных целей, ставятся задачи, которые дают конкретные ответы на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы...». Например, цель — сдать биологию: я могу прочитать книгу «Биология 9 класс», написать лабораторную работу и зарисовывать схемы строения растений. Благодаря этому в голове появляется структура действий, и снижается уровень тревоги.

Всегда легче идти к цели, когда весь путь разбивается на мелкие шаги. Но как объяснить ребенку, зачем мы это делаем? Разбирайте на обычных примерах, исходя из его интересов, а не ваших: я хочу гулять, но у меня много дел, тайм-менеджмент поможет успеть все. Главное, чтобы ребенок увидел очевидную разницу между ситуацией, когда он управляет временем и когда время управляет им.

Шаг 2 — научите ребенка расставлять приоритеты в поставленных задачах так, чтобы эффективность была выше.

Иногда при виде плана задач, глаза разбегаются. За что взяться в первую очередь? Приоритеты выстраиваются относительно затраченного времени, важности и результата для конечной цели.

В первую очередь решаются те задачи, которые отнимают мало времени, но точно принесут результат. Затем важные, но затратные по времени. И в последнюю очередь нейтральные и ресурсозатратные, но малорезультативные.

Проведите со своим ребенком тестовый экзамен, пройдитесь по выбранным предметам и посмотрите, какие задания даются тяжелее всего и в каком из предметов больше ошибок. На основе этой информации сформируйте подцели и расставьте приоритеты, потому что они напрямую влияют на результат. К тому же, на изучение одной-двух тем уйдет меньше времени, чем на повторение всего предмета. Через некоторое время повторите контрольный срез, если показатели улучшились, смело переходите к следующим целям. Так постепенно знания будут обновляться и лучше укладываться в голове.

Непосредственно на самом экзамене действует то же правило: сначала решаем простые задания, на которые уходит мало времени, но которые точно дадут результат. И только потом переходим к сложным вопросам.

Шаг 3 — научите ребенка планировать дела.

Не стесняйтесь завести ребенку напоминалку, сетку дня, расписание, стильный ежедневник. Также сейчас огромное количество мобильных приложений, позволяющие контролировать дела: Trello, Todoist, Evernote, Wunderlist, Хаос-контроль. Заносите задачи, двигаете и переставляете карточки, закрываете большие задачи по мере выполнения мелких — ребенку обязательно понравится.

Начните с очень конкретного и подробного расписания и постепенно сокращайте его до самого главного. Оставляйте место для логического мышления, это поможет ребенку научиться брать инициативу в свои руки.

Если это реальное расписание на бумаге, предложите школьнику отмечать приоритетные дела и задания красным цветом, второстепенные желтым, а нейтральные зеленым. Не забывайте отмечать и анализировать динамику! Пусть это будет наглядно для вас и для ребенка. Так он сможет оценить собственную продуктивность.

Обязательно защищайте время, выделенное на приоритетные дела, от растягивания и перекладывания. Для этого лучше всего установить четкое время на выполнение. Естественно с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Таким же образом можно перенести временные рамки непосредственно на экзамен. Примерно оценивайте, сколько времени можно потратить на задание в соответствии с его сложностью. Не уложились и процесс не движется — переходим в следующему. Но не паникуйте, если не получилось уложиться в отведенный промежуток времени с первого раза. Все придет с практикой.

Тайм-менеджмент, это всего лишь механизм, который нужно адаптировать под каждого ребенка лично.

Девочки обычно легче и быстрее привыкают управлять своим временем и грамотно распределять его. А вот мальчики могут не сразу проникнуться идеей, однако навыки все равно закрепляются у них в подсознании, и в критической ситуации они смогут ими воспользоваться. В целом для овладения тайм-менеджментом требуется упорство, время и мотивация. И конечно же, личный пример. Если в семье принято планировать дела на выходные, везде успевать, рационально использовать время, то ребенок привыкает к этой модели. Он видит, что мама и папа всегда находятся в состоянии равновесия, делают все без спешки и беспокойства, а при возникновении проблемы в первую очередь спокойно оценивают ее, а затем решают максимально эффективными действиями, не распыляясь. Самое главное — при обучении тайм-менеджменту вы учите ребенка не составлять списки задач, вы обучаете его определенному образу действий для распределения своих возможностей по силам, и тогда результат этих действий — только успех и устойчивое психическое состояние даже в стрессовых ситуациях.



Новости





























































Поделиться