Освободить коллег от бюрократического бремени решил 33-летний учитель географии из Набережных Челнов Наиль Шарафиев.
Он с командой единомышленников разработал бесплатную программу, автоматически заполняющую всевозможные отчеты за педагогов. С 11 ноября ее апробация началась в одной из школ города.
– Я более пяти лет был учителем в школе, – рассказывает Наиль Шарафиев. – С детьми очень люблю работать. Но посреди учебного процесса тебя – бах! – обрубают: нужно срочно сдать такой-то документ. Так пришло осознание проблемы. Я начал проводить собственное исследование. Взял тетрадь и записывал в столбик: сегодня такой-то отчет, отправил туда-то. Собирал эти данные, анализировал и делал выводы.
По подсчетам Наиля Шарафиева, выходит, что в месяц учитель тратит на заполнение бумаг 18 часов. Причем 60 процентов информации в документах дублируется. Знакомые подсказали, что нужно искать
IT-решение этой проблемы, и педагог загорелся идеей. Поначалу действовал один, а в 2016 году принял участие в конкурсе и стал резидентом ИТ-парка Набережных Челнов. Получил три рабочих места, технику, собрал команду. Вскоре проект выиграл в республиканском конкурсе «50 инновационных идей в области образования», затем получил грант в миллион рублей от Инвестиционно-венчурного фонда РТ. Так неожиданно для себя учитель географии стал стартапером и погрузился в неизведанный мир IT. А вот школой пришлось пожертвовать.
– Уходил сложно и долго. Дети стали как родные, – вспоминает он. – Поначалу попросил директора оставить мне пару дней. С понедельника по четверг работал в ИТ-парке, а в пятницу-субботу в школе. Но как-то с этим не сложилось. Потом перешел в другую школу по такой же схеме. Но и там проработал только три четверти. Возросла нагрузка по проекту, пришлось уйти.
Сейчас создание прототипа веб-программы «Куратор Плюс» находится на завершающей стадии.
– Она основана на алгоритме систематизации, стандартизации и автоматизации, – поясняет Наиль Шарафиев. – Работает в эволюционном режиме, по мере наполнения базы данных. Принцип – «Ввел информацию и забыл».
То есть поначалу педагогу надо будет вносить данные в программу. Затем она систематизирует весь материал и начнет создавать шаблоны различных документов для РОНО, ГУНО, министерств и ведомств. Разумеется, в ходе работы педагог интересовался мнением коллег о своей затее.
– Старшее поколение относится к проекту с опаской. Они люди консервативные, – признается Наиль Шарафиев. – Мучаются с бумагами, но боятся чего-то нового. А молодые очень ждут эту программу, настолько всех проблема бюрократии достала. Моя мама, педагог с сорокалетним стажем, и жена, учитель английского и немецкого, тоже ждут.
Проявили интерес к проекту и в Управлении образования Набережных Челнов. В качестве пилотной площадки для апробации программы выбрали лицей-интернат № 84 имени Гали Акыша. Учителя будут осваивать здесь систему, команда разработчиков – вести дневник тестирования для демонстрации эффективности. Если эксперимент удастся, то проект можно будет масштабировать на весь город и даже республику, уверен разработчик. Для этого лишь потребуется интегрировать «Куратор Плюс» в систему электронного образования РТ.
Между тем Наиль Шарафеев с командой уже приступил к новому этапу проекта. В этом году они выиграли грант в два миллиона рублей Фонда содействия инновациям на создание дополнительного модуля для программы.
– Здесь мы попытаемся подключить искусственный интеллект. Наша цель – создать полноценного помощника для учителя. Это позволит, в частности, обеспечить непрерывность образовательного процесса. Например, в классе 25 детей. Ты поднимаешь для устного ответа троечников, а остальные в этот момент ничего не делают. В то же время система сможет отправить им на планшеты и смартфоны минутные задания. Нейронные сети сами смогут составлять домашние задания в зависимости от уровня знаний учеников. Отличнику – посложнее, троечнику – попроще. В мире такого еще нигде нет.
Параллельно Наиль Шарафиев начал получать второе образование по специальности «программная инженерия». Его пригласили в магистратуру челнинского филиала Казанского федерального университета. Но все же по родной школе № 8 учитель, переквалифицировавшийся в айтишника, сильно скучает.