Качество образования // Колонка

«Решить проблему учительской заработной платы без денег может только Мавроди»


«Решить проблему учительской заработной платы без денег может только Мавроди»
Магнус Энкель «Начальная школа» 1899

Этот доклад заместитель председателя комитета по образованию и науки прочитал 25 октября на конференции «Авторская школа «Эврика» – 2019». Предлагаем вам расшифровку.

Я никогда не скрывал, что я сторонник эгалитарной системы образования. Я считаю, что система образования должна быть социальным лифтом и обеспечивать равные образовательные возможности для всех, насколько это возможно в условиях высокого уровня социального неравенства.

Когда Алексей Кудрин выступал у нас в Государственной думе и сказал, что Россия будет поддерживать в странах Азии, Африки, Латинской Америки программу «Качественное образование для всех», я спросил: а нельзя ли в России тоже?

Я остаюсь сторонником формулы «качественное образование для всех», имея в виду, что нам нужна не просто элементарная грамотность, как в странах Африки, а нужна возможность действительного получения качественного образования.

Что этому препятствует? Начнем с федерального бюджета на 2020–2022 годы, который был принят Госдумой в первом чтении. Общая оценка проекта (цитирую заключение финансового университета при правительстве):

1. Проект не обеспечивает экономического прорыва, который является ключевой задачей, поставленной президентом. Для того чтобы повысить валовый внутренний продукт в полтора раза на душу населения, нам нужны темпы на экономическом рынке до 2024 года – 7,2%. Максимальный вариант, который заложен в прогнозе Минэкономразвития – 2,8%. То есть в два с половиной раза меньше.

Поэтому экономический прорыв, если судить по этому бюджету, откладывается.

2. Президент поставил задачу двукратного сокращения бедности. Согласно оценкам финуниверситета при правительстве, в 2024 году реальные доходы граждан по сравнению с 2013-м поднимутся на 1%.

Как можно решать задачу сокращения бедности вдвое, если доходы граждан стоят на месте, а вообще-то до сих пор падали?

К 2024 году по прогнозу 1% к 2013-му – это задача очень сложная.

3. Неравенство бюджетной обеспеченности. По оценке председателя Комитета по бюджету Андрея Макарова, бюджетная обеспеченность в регионах различается в 12 раз, соответственно средняя заработная плата – в три раза. Если верить исследованию, которое проводил Общероссийский народный фронт, заработная плата педагога различается примерно в пять раз.

Теперь что касается образования.

Расходы бюджета растут на 6,6 % в следующем году, расходы на образование – на 5,7%, в том числе на высшее образование – на 2,8%. Для сравнения, на здравоохранение – на 51%. Мы привыкли, что образование и медицина идут рядом. Но в данном случае разница колоссальная. Я не берусь давать оценки, почему. Может быть, была прямая команда президента. Может быть, Татьяна Алексеевна Голикова и Вероника Игоревна Скворцова сумели продавить интересы здравоохранения. Может быть, как-то повлияли итальянские забастовки и попытки коллективных увольнений врачей, я этого не знаю. Но если верить опять же оценкам Общероссийского народного фронта, то 40% врачей работают на 1,5 ставки, 10% – на две. У педагогов ситуация хуже в этом отношении. При этом средняя заработная плата докторов, по официальным данным, – 56 тысяч, по данным ОНФ – 25 тысяч рублей.

Теперь что касается создания новых учебных мест или, в просторечии, «строительства новых школ». Вы знаете, что было поручение президента, поддерживаемое парламентом. Правительство приняло специальное постановление в 2015 году о том, чтобы потратить 2,8 триллиона рублей, в том числе 1,9% из федерального бюджета, в течение 10 лет на строительство новых школ и на ликвидацию второй смены, чтобы перейти на односменный режим работы.

Как исполняется это поручение президента Российской Федерации?

2018 год – 25 миллиардов рублей. Согласно плану правительства, должно было быть 250.

2019 год – 43 миллиарда рублей, согласно плану правительства, должно было быть 170.

2020 год – 46 миллиардов. План побольше, чем в 2019 году, на три миллиарда, но, согласно оценкам Минфина, для того чтобы ликвидировать вторую смену, нужно было 300.

Как говорит председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, если пойдём теми же темпами, то вторая смена будет ликвидирована к концу XXI века.

Может, у государства нет возможности финансировать образование?

Приведу несколько цифр. Согласно недавно принятому Госдумой отчёту, доходы федерального бюджета за 2018 год составили 2 триллиона 750 миллиардов рублей, за 2019 год, по оценкам Минфина, составят около двух. По оценкам руководителя Счётной палаты Алексея Кудрина, они составят около трёх миллиардов рублей. Причём нам всегда говорили, что, как только мы превысим 7% от валового внутреннего продукта, то есть 7 триллионов рублей, то можно будет увеличивать поддержку экономики и развития человеческого потенциала. Увы, мы этого в бюджете на 2020–2022 годы не видим.

Мне в своё время довелось активно дискутировать с Алексеем Кудриным по поводу вложения в человеческий потенциал. Тогда он был министром финансов, и у нас были совершенно разные точки зрения на этот счёт.

Теперь мы оба, будучи приверженцами разных политических взглядов, настаиваем на увеличении расходов на развитие человеческого потенциала и оба доказываем, что, если этого не делать, то экономического прорыва просто-напросто не будет.

Напоминаю, что президент не случайно сказал, что наша главная проблема – это не санкции, а нарастающее экономическое отставание.

Если экономического прорыва не будет, то отставание будет нарастать.

Это колоссальнейшая угроза национальной безопасности страны, я уже не говорю о жизненном положении людей.

Детские сады. Официальная очередь в детские сады в возрасте от 1,5 до 3 лет – 273 тысяч человек. В 2020 году расходы на строительство новых детских садов по сравнению с 2019-м уменьшаются на 0,8%. Почему уменьшаются, сказать не могу. Какие соображения были у Минфина и у других министерств, не очень понятно.

Дополнительное образование детей. Моё глубочайшее убеждение, да простят меня директора школ, что в рамках только школьной программы многостороннее развитие личности ребёнка невозможно. Я когда учился в незапамятные застойные времена, в моей коррекционной школе, где было, мягко говоря, скромное питание и ещё более скромная одежда, были отличные условия для дополнительного образования. Я занимался в шахматной секции, в филиале музыкальной школы, мы готовили прекраснейшие вечера, мы сами заливали (незрячие ребята с учителем!) каток. Было модно быть спортивными, проводились спортивные соревнования по лёгкой атлетике, гимнастике. Благодаря этому, может быть, и удалось получить то, что в результате профессиональной карьеры получилось.

Согласно указу президента от 7 мая 2012 года, как раз в 2020 году у нас показатель вовлечённости детей в допобразование должен составить 75%. Думаю, что мы к этому приблизимся, но из них половина должна финансироваться за счёт федерального бюджета. В бюджете 2020–2022 годов на эти цели предполагается в год менее чем по 2 миллиарда рублей.

На мой прямой вопрос коллегам из Минфина, из Министерства просвещения: как всё-таки будет с исполнением указа, сколько детей будут получать допобразование за счёт федерального бюджета? – никто внятно ответить не смог.

Позволю себе экспертную оценку. Для того чтобы исполнить указ президента, нужно увеличивать финансирование допобразования из федерального бюджета как минимум на порядок, а скорее всего больше.

И наконец тема, связанная с заработной платой педагогических работников. Постараюсь прочитать по тексту постановления Государственной думы от 23 июля. Повторяю, мы добились того, что это постановление принято не комитетом, а всем парламентом. Необходимо разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации дорожные карты, гарантирующие минимальную заработную плату при условии работы за одну ставку.

Прорабатываются одновременно механизмы оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в случае недостаточности их собственных средств.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин, министр просвещения Ольга Васильева согласовали прямо в Думе эту формулу – базовый оклад учителя не менее 70% от средней зарплаты по региону за одну ставку, то есть за 18 часов.

В моей родной Омской области это порядка 8,5 тысяч рублей. 25% от средней по региону, базовая ставка педагогического работника. Речь идёт о том, чтобы зафиксировать это в трудовом договоре с каждым работником. Когда депутаты Думы голосуют за это постановление, коллеги, я прошу вас принимать ответственное решение. Вы должны быть последовательными.

Если вы проголосуете за это решение, будьте добры, когда наступит время бюджета, принимать соответствующие поправки, которые поэтапно (сразу это сделать нельзя) приводили бы к исполнению постановления Государственной думы. В течение месяца будет второе чтение, посмотрим, чем это закончится. Пока, к сожалению, приходится приводить последние данные Общероссийского народного фронта. Я специально цитирую ОНФ, поскольку эта организация точно не оппозиционная, она создана для поддержки и расширения политической базы президента Российской Федерации.

Так вот, по последним данным Общероссийского народного фронта, в 53 субъектах Российской Федерации каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Позволю себе метафору, которую употребил в Государственной думе: каждый раз, когда мы вносим законопроект о повышении заработной платы педагогических работников, вы нам говорите: вопрос очень важный, решать его точно надо, но в таком виде мы не можем принять это решение. Где деньги?

Решить проблему учительской заработной платы, равно как и зарплаты медицинских работников и вообще поддержки образования, без денег может только Мавроди, а Мавроди в Государственной думе, слава Богу, не работает.

Российская Федерация, согласно данным Мирового банка, занимает 98-е место по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта.

А в предпоследнем измерении качества образования образования по системе PIRLS мы вообще первые в мире.

Это значит, что российские учителя работают несравненно эффективнее, чем государство поддерживает образование.

И когда я слышу от одного из моих коллег, проректоров популярного университета, что, дескать, российские учителя – серая масса, то мне хочется не на перевоспитание, а на кормление месяца на три отправить этого господина в сельскую школу, чтобы он посмотрел, как приходится работать «за себя и за того парня».

Финансирование образования должно быть увеличено. Это одно обстоятельство. Но есть ещё и другая проблема, как мне кажется, очень важная. Это проблема неравенства образовательных возможностей. Она связана с бюджетом, но не только. Если вы посмотрите основные децильные группы, то есть разделённые по формуле 10% самых богатых, победнее, и 10% самых бедных, 10 групп по 10% в зависимости от уровня доходов, то вы обнаружите, что в двух первых децильных группах расходы на образование примерно в 5 раз выше, чем в двух последних.

Недавно я был в одной хорошей московской школе, выступал для 9–11-х классов. Я их провоцировал, спрашивал: скажите, чьи родители уже привлекли или будут привлекать репетиторов для подготовки к Единому государственному экзамену?

Как вы думаете, сколько было рук? Практически все. Почти все, кто может себе это позволить, привлекают репетиторов.

Что это означает? Мы говорим, что ЕГЭ – это великий уравнитель, он всех ставит в равное положение.

Не всех. Хотя бы потому что ЕГЭ – это не только определённый уровень знаний, это ещё и определённая технология. Я, например, сдавал экзамены в другой форме, и думаю, что по литературе я бы мог легко посоревноваться с современными выпускниками. По крайней мере каждый раз, когда я пытаюсь это делать, всё заканчивается в мою пользу.

Но не факт, что я лучше их сдал бы ЕГЭ, потому что это другая технология. Я больше знаю произведений, несравненно больше прочитал. Прихожу на хороший курс юридического института, 2018 год. Ребята, 200 лет какого русского писателя мы отмечаем в этом году? Тишина. Ладно, Иван Сергеевич Тургенев. Я прочитал в школе примерно семь романов или повестей Тургенева.

Спрашиваю – кто из вас прочитал хотя бы один? Несколько рук. Спрашиваю, естественно, только парней. Парни, а какая серия образов Тургенева стала в хорошем смысле брендом нашей литературы и даже великой русской культуры? Молчат мои парни. Вы про тургеневских девушек что-нибудь слышали? И тогда рассказываю им известную притчу, когда молодой человек молится Господу и говорит: Господи, пошли мне такую девушку, чтобы она была нежная, умная, интеллигентная, и к тому же красивая и верная. Господь отвечает: ты знаешь, чтобы всё вместе – это не ко мне, это к Тургеневу.

И пожелал каждому из парней, кто прочитает всё-таки Ивана Сергеевича, найти свою тургеневскую девушку. Шутки шутками, но это очень важный показатель. Я хочу напомнить вам Михаила Васильевича Ломоносова, который ещё в XVIII веке доказывал, что, если мы хотим получить плеяду блестящих учёных, нам нужно открыть по максимуму доступ к образованию в самых разных слоях населения. Конечно, про ЕГЭ Михаил Васильевич не говорил, всё-таки это другая эпоха, а всем остальным тогда из тех, кто получит настоящее образование, обязательно выявятся и настоящие учёные. И, как вы помните, Михаил Васильевич писал:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Но я думаю, что науки нужны не только отдельному человеку, чтобы он был в сладком покое и в труде, а и государству, и стране, если мы действительно хотим обеспечить тот самый экономический прорыв и занять достойное место среди других народов и государств.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube