В Советском Союзе учитель не получал больших зарплат, хотя и имел ряд привилегий. Например, мог уйти раньше на пенсию по выслуге лет и у него был большой отпуск и т.п. Учитель ощущал свою важность. Кроме того, наряду с обучением от него ждали воспитания своих учеников. Но тогда в стране, где за воспитание отвечала идеология, учитель был уверен в правильности своих действий.
Пришли иные времена. Профессию учителя стали считать одной из профессий сферы услуг. При этом у многих возникла ассоциация с другими профессиями этой сферы. Например, с работником торговли. И вот это вот «клиент всегда прав», когда к учителю может прийти любой родитель и потребовать… Ведь клиент всегда прав.
Ощущают ли свою важность учителя сегодня?
На днях Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил разработать комплекс мер для повышения статуса учителя до 1 апреля 2020 года.
Мне кажется, что сделать это очень просто и для этого вовсе не нужна особая программа.
Вспомните, как Антон Семёнович Макаренко воспитывал своих подопечных. Он просто… им доверял. Его вере в человека не препятствовало то, что он воспитывал малолетних преступников.
Может, нашим управленцам образования стоит обратиться к финскому опыту, где, по рассказам очевидцев, учитель сам решает, как ему преподавать, что делать с детьми, а многостраничные отчеты от учителей и школ не нужны до тех пор, пока выпускники показывают хорошие знания и умения? Может, все-таки результаты учеников важнее для оценки труда учителя, чем подробные и обстоятельные многостраничные отчёты?
Если будет доверие все встанет на свои места.