22 октября 2019 года ушёл из жизни Виктор Александрович Гуружапов (01.01.1948–22.10.2019) – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
В.А. Гуружапов – член Общества психологов России, Федерации психологов образования России, Международного общества культурно-деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR), Международной ассоциации развивающего обучения и Союза журналистов РФ. Владимир Александрович являлся лауреатом Премии Президента РФ в области образования за разработку «Системы психологического обеспечения развивающего образования на основе социогенеза» для региональных систем образования, заслуженным работником образования Республики Бурятия, почетным работником высшего профессионального образования РФ, обладателем Премии и знака «Золотой фонд прессы», отличник высшего образования.
Будучи почетным профессором Московского государственного психолого-педагогического университета Виктор Александрович Гуружапов был награжден золотым знаком «Пси» за заслуги в развитии психологии. А также юбилейной медалью «За особые заслуги в развивающем обучении» Международной Ассоциации «Развивающее обучение» – как учёный и практик, способствующий становлению и развитию образовательной системы Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.
С именем Виктора Александровичв Гуружапова связано становление факультета «Психология образования» и кафедры «Педагогическая психология» МГППУ. При его деятельной поддержке в качестве заместителя главного редактора научный журнал «Психологическая наука и образование» издательства МГППУ занял первые позиции среди российских журналов по направлениям «Психология» и «Образование». В.А. Гуружапов являлся членом редколлегии международного научного журнала «Культурно-историческая психология», заместителем главного редактора научного журнала «Психолого-педагогические исследования» издательства МГППУ.
Более 25 лет Виктор Александрович являлся старшим научным сотрудником, а потом и заведовал отделом методической работы и музейной педагогики Третьяковской галереи.
Ученик Василия Васильевича Давыдова, он был активным последователем идей развивающего обучения – автор фундаментального учебника «Педагогическая психология» и научных трудов «Как учить детей понимать изобразительное искусство, Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики», «Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова».
Педагог и Психолог по призванию, Виктор Александрович останется для коллег и учеников образцом мудрости, творческого подхода к жизни, глубокого понимания человеческих отношений и активной жизненной позицией.