То, что два крупнейших игрока на рынке учебного книгоиздания «помирились», т.е. отказались от взаимных претензий — это хорошо. Война издательств всегда приводит к потерям, от которых страдают, в первую очередь, дети. Слухи по поводу ухода «Российского учебника» с рынка обсуждать не хочу, но отмечу, что стопроцентная монополия – это всегда плохо.
Однако мне кажется, что сейчас можно с оптимизмом смотреть на ситуацию, которая происходит с учебниками, в том числе это касается учебников систем развивающего обучения. Учебники возвращаются в школы. Если взять учебники, за которые отвечает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», то за последний год произошел существенный сдвиг: в Федеральный перечень и на парты учеников вернулись учебники по математике 1–4 образовательной системы «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон, почти все учебники образовательной системы «Гармония», знаменитый УМК по обучению грамоте и чтению В.В. Репкина, переработанные УМК «Окружающий мир» и «Информатика 2–4» А.А. Вахрушева и А.В. Горячева. А если к этому приложить еще и разумные усилия, то количество школ и детей, учащихся по учебникам РО, может существенно увеличиться. К примеру, «БИНОМ» организовал бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации учителей по образовательной системе «Гармония»: более 120 учителей получили удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации государственного образца. Издательство организовало «горячую линию» поддержки учителей, работающих по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова: наши сотрудники связались с каждой школой, отвечали на запросы учителей, и это привело к 70% увеличению тиражей учебников по сравнению с 2018–2019 учебным годом.
А вообще, потребителям все равно, какое издательство выпустило тот или иной учебник, главное, чтобы он соответствовал всем предъявляемым требованиям. Поэтому, пытаясь дать оценку или прогнозируя будущее рынка учебников, неплохо об этом помнить.