Качество образования // Тема дня

Зачем нужны черновики

Чистовики – наше всё! Их любят родители, любят учителя и даже дети. А ведь черновик – это целая история о человеке! Пусть он не такой красивый, зато он живой. Разве нет? Директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов размышляет о прошлом, настоящем и будущем черновиков и чистовиков.

Зачем нужны черновики
Фото: pinterest.ru

Черновик – пространство для размышлений, ошибок, предположений. Место, где можно, не стесняясь внешней оценки, пробовать что-то, ошибаться, дурачиться. Потому что никто не увидит и не оценит, не посмеется. Именно так сегодня чаще всего воспринимают его наши школьники.

Но совсем недавно черновик имел гораздо более весомый формальный статус, он официально использовался в оценочных процедурах – когда на выпускных экзаменах черновик прикладывался к чистовику и в случае, если в черновике решение или ответ были верными, а при переносе в чистовик была допущена ошибка, отметку могли не снижать, засчитав правильным решение, зафиксированное именно в черновике.

Что же сегодня? Есть ли черновику место в школьной жизни?

Да, даже на экзамене черновиком пользоваться можно. Но работа в нем никак не учитывается на экзамене. И мнение взрослых, окружающих ребенка, однозначно складывается в пользу того, что предъявлять на проверку нужно только начисто переписанные, красиво записанные задания. Есть в нас, взрослых, какая-то сверхзависимость от внешнего, от упаковки. Зачастую в ущерб содержательному.

Да, в жизни черновиков не бывает. Каждое мгновение нашей жизни неповторимо и невосполнимо.

Не получится сначала попробовать пожить, а потом все перепрожить «начисто», выкинув неудачный черновик своей жизни.

Хорошо, если школьник поймет это как можно раньше.

Но я бы не стал так просто отбрасывать черновики. Они ценны той информацией, которую несут в себе. Именно условные неудачи ребенка на пути поиска правильного решения могут очень многое рассказать учителю о тех трудностях, на которые стоит обратить внимание&

Иногда именно черновик может продемонстрировать педагогу умение ребенка искать собственные пути решения, пытаться мыслить нешаблонно.

Это то, что стоит заметить и поддержать. Не говоря уже о том, что психологи и графологи тоже очень многое про ребенка могли бы увидеть из анализа его черновых записей.

Есть ли будущее у черновиков? Уверен, что нет. Так же, как и у чистовиков.

И в этом нет ничего плохого. С развитием цифровых технологий, накоплением больших массивов данных об образовательном пути школьника мы сможем зафиксировать каждый его цифровой след. Увидеть все его ошибки, все его инсайты, и это поможет правильно вместе с ним и его семьей выстроить его образовательный маршрут.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться