Качество образования // Тема дня

Игорь Шаповалов: «Мы находимся в постоянном поиске»

Московский городской педагогический университет – один из ведущих вузов страны в сфере подготовки учителей. Здесь действуют образовательные программы всех уровней и ступеней – от среднего профессионального до магистратуры и аспирантуры. О том, как сделать педагогическое образование привлекательным и современным, рассказывает проректор МГПУ Игорь Шаповалов.
  • 28 сентября 2018

Игорь Шаповалов: «Мы находимся в постоянном поиске»
Фото: look.com.ua

Как изменились программы подготовки учителей в МГПУ? Какие школьные инновации стимулируют эти перемены?

Если говорить о том, зачем мы изменили в университете программы обучения учителей, то это прежде всего стремление улучшить качество подготовки наших выпускников и сделать профессию учителя более актуальной и привлекательной для современной молодежи. И здесь основой для изменений стало несколько факторов: изменились ФГОСы, предъявив новые требования к структуре подготовки, появились ФГОСы школьного образования и профессиональные стандарты, определяющие новые задачи педагогической деятельности.

Все чаще появляются задачи, которые раньше не входили в программы подготовки учителей. Это, например, формирование метапредметных компетенций детей, работа учителя в условиях инклюзивного образования, проект «Московская электронная школа», появление новых стандартов и концепций предметной подготовки (в частности, культурно-исторический стандарт, концепция математического образования и другие).

В процессе обучения мы стараемся максимально приблизить студентов к реальным условиям профессиональной деятельности. И здесь ключевую позицию мы отдали практике, полностью синхронизировав ее с учебной деятельностью.

Именно поэтому практика для нас становится неотъемлемым элементом каждого образовательного модуля, ориентированного на решение целостной педагогической задачи. Наши студенты в аудитории, например, учатся разрабатывать воспитательные мероприятия, а на базах практики их реализовывать.

Для решения этой задачи за последний год в программах педагогического бакалавриата увеличен объем практики более чем на 20%, при этом на последнем году обучения предусмотрена длительная педагогическая стажировка (20 недель), ориентированная на отработку целостной педагогической деятельности.

Уже три года в университете реализуется еще один интересный с точки зрения рефлексии формат педагогической практики – видеопрактика.

В рамках видеопрактики осуществляется процесс видеозаписи уроков студентов для дальнейшего анализа и обнаружения дефицитов их профессиональных умений.

Результаты видеопрактики используются для дальнейшей корректировки образовательных маршрутов обучающихся, а материалы видеопрактики применяются в учебном процессе для отработки профессиональных умений обучающихся.

Кроме профессиональной педагогической практики в подготовке педагога мы предусмотрели социокультурную практику, расширяющую кругозор и развивающую навыки взаимодействия с людьми разных возрастов и профессий.

Студенты выполняют задания, связанные с посещением московских театров, готовят рецензии на просмотренные спектакли, описывают образовательные ресурсы московских музеев и парков, составляют маршруты квестов по Москве, дайджесты просветительских событий в нашем городе.

Требования к профессии учителя быстро меняются. Как успеть за вызовами времени?

– В прошлом учебном году мы создали новую модель педагогического бакалавриата, резко увеличив объем общеуниверситетских элективных курсов и модулей по выбору студентов.

Например: «Городская среда как ресурс», «Управление стрессом в условиях мегаполиса», «Экономика и управление в современном мире», «Философия коммуникации, или Как выжить в современном мире», «Сценические технологии в профессиональной деятельности», «Исследовательское обучение», «Образовательные стартапы: от идеи к внедрению» и другие.

Это позволяет гибко реагировать на вызовы времени и компенсировать разнообразные дефициты в подготовке будущих учителей.

Как оценить эффективность предлагаемых программ?

– С этой целью мы проводим сертификацию квалификации лучших студентов, которая предусматривает три этапа оценочных мероприятий.

На первом этапе в формате ЕГЭ и метапредметной диагностики (для учителей начальных классов) оцениваются предметные знания студентов.

По результатам данного этапа лучшие студенты приглашаются на следующий этап, где оцениваются профессиональные компетенции через презентацию модельного учебного занятия.

Студенты, набравшие наибольшее количество баллов, приглашаются на заключительный этап, где оценивается их профессиональная мотивация.

Заключительный этап квалификационного экзамена проходит в форме профессионального собеседования, по результатам которого победителям выдается сертификат «Московский учитель».

Что дает выпускнику вашего вуза сертификат «Московский учитель»? И что делать с теми, кто не получил такой документ?

Сертификат «Московский учитель» дает:

  • возможность трудоустройства в школы города Москвы;
  • дополнительную грантовую поддержку в первый год работы при условии трудоустройства по специальности в школы города Москвы, подведомственные Департаменту образования;
  • методическую и консультационную поддержку от университета (система методического сопровождения и наставничества).
Выпускники, не получившие такого сертификата, идут работать в школы города Москвы, но без дополнительной поддержки.

Сертификат «Московский учитель» – это бонус для лучших.

Какой процент выпускников вашего вуза идет работать по специальности?

– Ежегодно в московские школы трудоустраиваются около 100% наших выпускников педагогического бакалавриата и магистратуры. Важно отметить, что из года в год растет конкурс на педагогические направления подготовки и средний балл ЕГЭ.

И школа становится совершенно другой: более креативной, свободной. Сегодня школы имеют серьезную материально-техническую базу, позволяющую реализовывать самые разнообразные творческие задачи: это и робототехника, и разные кружки, и профильные направленности (медицинские, инженерные, кадетские). Все это делает школу более интересной для современной молодежи.

Замечу, что педагогические компетенции, получаемые студентами в МГПУ, нужны в разных сферах, где есть взаимодействие «человек-человек» (культура, рекреационная сфера, ЖКХ, консалтинг, кадровые службы).

Все это делает профессию педагога весьма привлекательной.

Уделяете ли вы внимание профориентации будущих учителей организации педклассов в школах? Сейчас в московских школах открываются кадетские, медицинские, инженерные классы, а о педагогических пока не слышно.

– С 2016 года университет реализует проект «Социально-психологический класс в московской школе», в котором участвуют 15 школ Москвы. Цель проекта – подготовить учащихся к освоению будущей профессии в социальной сфере деятельности. Это социальные работники, дипломаты, педагоги, психологи и врачи, сотрудники правоохранительных органов, управленцы и предприниматели...

Преемником социально-психологических классов станут «новые педагогические классы» эта инициатива находится в стадии согласования в Департаменте образования г. Москвы.

Новые педагогические классы не готовят к поступлению исключительно в педагогический вуз, а создают поле профессиональных проб в тех областях деятельности, которые требуют взаимодействия с людьми с применением образовательных средств и ресурсов.

Надеемся, этот проект будет востребован среди старшеклассников московских школ.

Беседовала Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться