Качество образования // Новость

Федеральный перечень учебников может сократиться на 30%

Какие издания первые кандидаты на «вылет»? Когда российские школы начнут учиться по единым программам? Как с этим связаны новые образовательные стандарты, которые пока не утверждены?
  • 25 сентября 2018

Федеральный перечень учебников может сократиться на 30%
Фото: rg.ru

Россия взяла курс на единое образовательное пространство: чтобы детей качественно учили и в московской школе, и в небольшом селе.

– Предполагается единое видение, базовое содержание. Уже принят единый историко-культурный стандарт, принята предметная концепция по русскому языку и литературе, – говорит министр просвещения Ольга Васильева. – В октябре принимаем еще семь концепций. В том числе по географии, обществознанию. Дальше здесь естественно-научные предметы, а также технология, которая в национальном проекте «Образование» приобретает абсолютно новое значение.

Кроме того, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. Что это значит на практике? Педагоги договариваются, как именно они будут учить детей. А значит, стоит ожидать и обновленных образовательных программ, и учебных пособий...

Сценарий уже отработан: по истории, например, на всю страну осталось всего три линейки учебников.

В разработке предметных концепций участвовали эксперты из Русского географического общества (география), Ассоциации учителей права и Ассоциации юристов России (обществознание), министерства по чрезвычайным ситуациям (ОБЖ), Агентства стратегических инициатив и WorldSkills Russia (технология) и другие.

Задач много, но есть и общая для всех: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям. Например, в концепции по географии эксперты настоятельно рекомендуют обновить курс «Экономическая и социальная география мира» с учетом глобализации. А в той же технологии вдобавок к традиционному труду может добавиться инновационная практика в детских технопарках, которые появятся в каждом крупном городе.

Параллельно с разработкой предметных концепций несколько лет готовились и обновленные ФГОСы. Для начальных классов они уже одобрены, а вот для средней школы пока нет. По словам Ольги Васильевой, новые стандарты могут быть приняты уже к концу этого года. Принципиальное отличие в том, что впервые в стандартах будет прописано конкретное содержание предметов: сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные...

Цель – избавиться от «разноголосицы»: только по математике в федеральном перечне сейчас 16 учебников, и все они отличаются друг от друга. В одном, например, в 5-м классе даются десятичные дроби, а в 6-м – обыкновенные. В другом учебнике – наоборот.

Таким образом, выстраивается четкая связь: единые предметные концепции – стандарты – учебники. К последним, кстати, претензий все больше. Сейчас ответственность за их экспертизу лежит на издательствах. Они заказывают ее в РАН, РАО и других организациях и оплачивают сами. Скоро правила игры поменяются: впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза, которую не прошли 30 процентов учебников. В итоге было рекомендовано включить в перечень только 826 учебников, а 666 получили «красную метку».

Сегодня в федеральном перечне 1376 учебников, причем 486 – для начальной школы. Это перебор во всех отношениях.

Какие издания могут попасть под сокращение? Скажем, один из учебников по алгебре за 9-й класс, линейка по английскому языку– базовый уровень для 10-го, 11-го классов, окружающий мир для 3-го, 4-го классов... Авторов и конкретные издательства сознательно не называем: претензии у экспертов к ним были более чем серьезные.

Некоторые учебники написаны плохим языком, перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях. Были и грубые ошибки: так, в учебнике по химии для девятого класса перепутали натрий и калий. В пособии по географии до сих пор есть экономические районы, тогда как у нас уже давно федеральные округа. А в сети до сих пор «гуляет» фото учебника по русскому языку, где черным по белому написано: «Город Астрахань расположен на месте впадения Волги в Черное море»...

– В идеале учебник должен соответствовать концептуальному содержанию, иначе зачем он нужен? Другое дело, что количество учебников должно сокращаться прежде всего по итогам экспертной оценки. Этот подход сохранится,– рассказала Ольга Васильева, отвечая на один из вопросов корреспондента «РГ» в эфире одного из федеральных телеканалов. – Мы продолжаем работу по формированию нового перечня. Сегодня в нем 1376 учебников, причем 486 – для начальной школы. Я считаю, что это перебор во всех отношениях. Мы закончим формирование федерального перечня окончательно к концу этого календарного года.

Однако это не значит, что с января или февраля все школы начнут спешно «избавляться» от старых учебников и в панике закупать новые. Процесс будет постепенным: максимальный срок «жизни» учебников – пять лет, именно такие обязательства есть по их технической замене.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться