Программа «Учитель для России» действует с 2015 года.В настоящее время в ней принимают участие 177 молодых педагогов, которые работают в 64 школах Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской областей.
По словам Федора Шеберстова, для участия в программе школы отбираются по двум критериям: во-первых, академические результаты учащихся ниже средних по региону, во-вторых, директора этих школ готовы к переменам.
И это очень важное качество, поскольку миссия программы – сделать школу лучше и успешнее, а задача учителей - помочь детям стать авторами собственной жизни.
«Это возможно только в том случае, если учитель – сам автор. Авторство предполагает две вещи: ответственность за происходящее вокруг и способность творить, иметь компетенции, необходимые для созидания», – подчеркнул Федор Шеберстов.
Поэтому закономерно то, что участники программы проходят сложный многоступенчатый конкурс, а затем интенсивное обучение и практику в летней школе с участием специалистов НИУ ВШЭ.
Обучение и практика – это важные этапы программы, поскольку большинство претендентов – выпускники ведущих вузов, как правило, не педагогического профиля.
Помимо хорошего образования и желания работать с детьми,такие люди должны быть готовы к трудностям – ведь школы, в которые их направляют,как уже отмечалось, не относятся к числу успешных, а ребята, которые там учатся, зачастую живут в неблагополучных семьях.
Как отметил Федор Шеберстов, «для участия в программе мы отбираем тех, кто воспринимает сложности как полезные упражнения».
Абсолютное большинство выпускников двух первых наборов программы остались в системе образования, каждый третий продолжает работать в своей школе несмотря на прекращение финансирования со стороны программы.
Как пояснил Федор Шеберстов, организаторы программы осуществляют постоянную связь с ее участниками, которые получают психологическую и методическую поддержку со стороны экспертов-коучей и преподавателей передовых столичных школ. Раз в месяц происходят встречи молодых педагогов с этими специалистами, на которых обсуждаются их трудности и успехи, способы преодоления стресса и другие важные проблемы.
«Такую методику важно было бы распространить на всю страну», – убежден Федор Шеберстов.
Эффект проекта он видит в повышении престижа учительской профессии, а главную тактическую задачу – в том, чтобы стать самым востребованным работодателем в России.
Ольга Дашковская