Личный опыт // Тема дня

О школе надо знать, а потом влиять

Который год не утихают жаркие споры: пускать родителей внутрь системы образования или нет, какие давать им права и возможности, и вообще, может ли мать разбираться в образовании так же, как педагог? Рассуждает многодетная мама Нина Добрынченко-Матусевич.

О школе надо знать, а потом влиять
Фото: quickbooks.intuit.com

Современные папы и мамы достаточно активно пытаются влиять на процессы в школах и хотят быть на равных если не с директором школы, то с учителем точно. Но давайте посмотрим на историю вопроса. Откуда взялись эти активные родители и что они на самом деле знают про школу?

Раннее развитие... родителей

Новое поколение родителей, на мой взгляд, появилось благодаря двум вещам – интернету и тренду на раннее развитие детей.

Все повально увлеклись обучением английскому и чтению с пеленок, развитием мелкой моторики, плаванием с рождения и так далее. Ничего плохого в этом нет, если бы не одно «но». Мамы активно ведут туда свою малышню, развивая их с двух рук, но при этом совершенно не развиваются сами!

Однажды я опросила десяток молодых мам из Монтессори-клубов и кружков: откуда, собственно, название?

Девять из десяти родительниц не знали, что Мария Монтессори – великий педагог, автор методики, более того, вообще не представляли, что это человек! Как сказала одна из них – «ну это что-то типа „Агуши“».

«Агуши», Карл!

Что такое хорошо, что такое плохо

Это, конечно, совсем тяжелый случай. Обычно к школе подходят уже более подготовленные мамы. Все-таки пять-шесть лет обсуждений в блогах и на форумах не проходят даром.

Вопрос «Как выбрать школу?» – наиболее часто задаваемый в сообществах родителей. Увы, никто не спрашивает экспертов – во многом просто по незнанию (кого спрашивать-то?). Поэтому соцсети пестрят разнообразнейшими рассказами о родительском опыте, случаями из жизни, ну и, конечно, страшилками про ЕГЭ.

По факту, родители выбирают школу по трем критериям:

  • рядом с домом,
  • ходили в эту школу сами,
  • «потому что хорошая».

Вот последний пункт – самый сложный. Потому как «хорошесть» у каждого своя.

Описать понятные, счетные и измеряемые критерии «хорошести» не может ни один из родителей.

Совсем уж печально, когда мамы отдают детей в школы с определенной методикой (например, развивающее обучение) и ничего об этом не знают. Мало того, начинают потом требовать от альтернативной школы традиционных подходов и результатов.

Управдом и активисты

Но будем честны: даже если ты мама, которая достаточно прокачана в современном образовании, ты никак не можешь влиять на школу. Родителей допускают только к организационным делам: купить шторы, починить шкафы, собрать деньги.

Родителям отдают на откуп то, с чем не хочет или не может справиться педагог или администрация школы.

А дальше происходит понятный водораздел:

  • Мамы, которые на самом деле знают и понимают про методики, педагогику и учебные результаты, либо уходят в альтернативные (семейные) школы, либо открывают свои.
  • Мамы, которые хотят участвовать в жизни школы и удовлетворяются позицией «управдома», возглавляют родительские комитеты и управляющие советы.
  • Остальные самоустраняются. И таких, конечно, большинство.

За пределами школы

Эксперты давно говорят о том, что школа – это больше чем здание «на районе». Современные школы становятся городскими центрами, все больше закрывая потребности ребенка не только в основном, но и в дополнительном образовании, досуге и общении. Мне кажется, пора включить в это и родителей.

Мы выбираем школу и закрываемся в ней как в домике, не зная и не желая знать: а что в других школах и системах? Мы не встречаемся с педагогами, родителями и детьми даже из соседних школ.

А почему бы не устраивать обмен премудростями мам? Но не в интернете, а в реальной жизни? Почему бы в школах не собирать фестивали или конференции, где не только педагоги, но и родители смогут общаться, придумывать что-то вместе?

Какие бывают системы образования, кто эксперты, какие великие педагоги и психологи были в истории страны и мира, как измерять результаты образования – все это не помешало бы знать современным родителям.

Но пока это скорее мечты. А в реальности, конечно, самому учителю придется учить мам и пап. Кто, как не вы, может дать нам верную и проверенную информацию взамен виртуальных псевдоэкспертов!

И вот тут как раз современные каналы коммуникации могут всем нам помочь: блоги директоров школ, каналы педагогов в Телеграме и на Ютубе все больше пользуются спросом и популярностью у родителей и даже детей. Так что воспоем хвалу прогрессу!

А о том, как вести блоги и каналы (так, чтобы это не стало лишней нагрузкой, а всем было на пользу), я расскажу в следующий раз.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться