Воспитание // Статья

Увлеклись образованием – потеряли воспитание

Об итогах 7-го Международного Байкальского образовательного форума рассказывает глава Республики Бурятия Алексей Самбуевич Цыденов.

Увлеклись образованием – потеряли воспитание
Фото: ona-znaet.ru

В рамках Байкальского образовательного форума прошел ряд мероприятий, посвященных проблемам современного образования и принципам управления образовательными организациями в регионах. Также участники форума познакомились с образовательной ситуацией Бурятии и посетили ряд школ.

«Безусловно, одной из важных тем за время всего форума стала тема воспитания в школе», сказал Алексей Самбуевич Цыденов.


Воспитание цельной личности

«В последнее время мы увлеклись образованием, различными его формами, методами, ЕГЭ, ОГЭ, а тема воспитания отошла на второй план», – отметил глава Республики Бурятия.

А ведь все-таки из школы должна выходить цельная личность, не только молодой человек, который знает, что дважды два четыре, знает основные теоремы Пифагора и законы Ома, но и человек, который разбирается в том, “что такое хорошо, а что такое плохо”. Человек, который любит свою родину, если говорить про мужчину – правильно относится к женщине, уважает своих родителей. Цельная, достойная личность и хороший человек».

Но есть ведь Федеральные программы патриотического воспитания, региональные программы, и их достаточно много, они четко и внятно прописаны. Работают ли эти программы?

«Программ по воспитательной части нет. Только сейчас Министерство просвещения обратило пристальное внимание на воспитание и пошло по этому направлению».

«До этого воспитательной части в школах не было, она и не требовалась. Учителям не предъявляли никаких требований, и в учебных планах как таковую воспитательную составляющую мы упустили, – пояснил Алексей Цыденов.

Но сейчас этому уделено особое внимание. Надо сказать, что к этому подтолкнули не очень хорошие события, произошедшие у нас в школе № 5 и в Перми. Пусть так, главное, что мы к этому вернулись».

Не стройными рядами в нацпроект

На форуме речь шла еще и о приоритетном Национальном проекте «Образование», который почти стартовал в 20 пилотных регионах. Бурятия пока в их число не вошла, но войдет. Означает ли это переход управления с муниципального уровня на региональный?

«Это приоритетный Национальный проект “Образование”, он гораздо шире, чем вопрос централизации управления школами, – пояснил Алексей Цыденов. – Централизация подразумевает, что школа поднимается с муниципального уровня на республиканский. И здесь есть несколько вариантов:

  • когда на уровень республики уходит только кадровая работа, то есть все назначения в школе делаются министерством (в нашем случае – республиканским),
  • когда абсолютно все переходит на уровень республики, в том числе содержание и прочие вещи.

Сейчас мы оценим опыт других регионов, не хотелось бы бросаться сразу в омут с головой.

Сфера образования чувствительная – это дети, а экспериментировать на них не хотелось бы.

Мы понимаем, что у нас разное состояние школ, разные учителя, разные коллективы, все-таки многие вещи на месте виднее. Министерство каждый раз к нам не доедет, а управлять процессом по телефону не всегда представляется возможным».

«Мы сейчас оценим все риски и поймем – участвовать полностью, частично или не участвовать совсем», – сделал вывод Алексей Цыденов.

Завтрак школьника – перепелка под ореховым соусом или каша?

Есть исследование Высшей школы экономики, которое говорит о том, что в регионах с высокой экономической составляющей дети учатся лучше, в отличие от других регионов, которые живут хуже.

В продолжение этой темы глава республики сказал, что «вопрос скорее не в экономической составляющей, которая, безусловно, важна, но не является определяющей.

Важно, как живет семья. Если родители работают и в отношениях добро и порядок, тогда и ребенок растет и учится хорошо и в жизни у него есть перспективы.

Неважно, съел он с утра кашу или перепелку под ореховым соусом, вопрос в том, что у него спокойно на душе, и тогда он с интересом учится, и это нормально. А когда родители не устроены и в семье проблемы, это сказывается на ребенке и его образовании».

Реальность Бурятии

Что касается реализации идей, стратегии образования и того, что уже можно брать в разработку, у Алексея Цыденова такое мнение: «Многие вещи уже сейчас можно брать в работу. Такие мероприятия полезны тем, что общение происходит не только в рамках круглых столов, но и с глазу на глаз в неформальной обстановке».

Глава республики отметил, что «есть возможность завязать контакты, что позволит после позвонить соседу в другой регион и задать вопрос: “А как у вас?”. И не набивать свои шишки, а использовать опыт тех, кто уже столкнулся с проблемой и решил ее».

«В этом году форум стал международным, масштаб растет, статус повышается, – подчеркнул Алексей Цыденов. – И хотелось бы поблагодарить Министерство просвещения и Рособрнадзор за то, что они выбрали нашу площадку для такого формата диалога, широкого представительства и обсуждения вопросов с широким участием.

К нам приезжают, про Бурятию больше узнают. Отношение Министерства просвещения и Рособрнадзора меняется. Меняется и реакция на наши просьбы: нас слышат, понимают наши проблемы.

Вчера мы ходили в школу и там показали, как мы учимся, показали третью смену. И если до этого были сомнения в нашей объективности, то сейчас, когда люди все это увидели своими глазами, сомнений не осталось».

«Нам пообещали поддержку. Такие мероприятия важны, нужны, и очень хорошо, что нас слышат и к нам едут. Уверен, что это даст нам большой толчок к развитию», – заключил Алексей Цыденов.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться