Качество образования // Статья

Будущее образования в двух докладах

Международная группа экспертов спрогнозировала ближайшие изменения в мировой образовательной политике. Исследователи предположили, какими будут формы и содержание образования будущего.

Будущее образования в двух докладах
Фото: svetosyla.com.ua

В этом году опубликованы два доклада о грядущих изменениях в образовании: «Global Education Futures» – о будущем образования в сложном обществе XXI века, и «Global Education Leaders` Partnership Summit» о результатах впервые состоявшегося в Москве обмена опытом между лидерами мирового образования.

Авторы докладов (Павел Лукша, Джошуа Кубиста, Александр Ласло, Мила Попович, Иван Ниненко), а также участники сессий Global Education Futures в 2014–2017 гг. описывают сложные процессы, которые происходят сейчас в обществе и являются причиной сдвига парадигмы образования.

Два контекста развития образования

  • Первый сдвиг парадигмы образования – в сторону перехода от передачи знаний к пониманию возможностей.
  • Второй сдвиг – в сторону обучения на протяжении всей жизни.

В связи с этим ответ на вопрос «зачем учиться?» становится важнее, чем ответ на вопрос «чему учиться?».

Человек может и должен учиться всю жизнь, но для того чтобы это образование было эффективным, он должен понимать цели обучения и уметь выстраивать свой личный образовательный маршрут.

Таким образом, коротко сформулировать задачу, стоящую перед образованием, можно так:

Необходимо создать образование для сложного общества в условиях глобальной турбулентности или «стратегической неопределенности».

Авторы докладов уверены, что у грядущих изменений есть ряд предпосылок.

Эти предпосылки следующие:

  • растет сложность социально-технических систем,
  • увеличивается спрос на новые навыки и знания,
  • конфликт спроса на новые знания с растущей неэффективностью современной системы образования, причиной которой является неготовность трансформироваться и видоизменяться,
  • активное развитие информационно-коммуникационных технологий, математики, когнитивных наук, биофармацевтики и других смежных наук, что позволяет обрабатывать «большие данные», автоматизировать рутинные процессы в образовании с помощью искусственного интеллекта, а также создавать новые способы персонального и коллективного обучения.

Ученико-центрированное образование

Следующий шаг на пути совершенствования образования- переход к ученико-центрированному образованию. Что для этого необходимо?

  • Появление самоуправляемого учащегося, который может самостоятельно ставить себе задачи в образовании и достигать их, а также на протяжении всей жизни создавать совместные учебные опыты, что позволит другим учащимся стать самоуправляемыми;
  • создание и поддержание образовательными организациями как индивидуальных, так и коллективных образовательных процессов;
  • создание образовательных экосистем.

Понятие экосистемы заимствовано из биологии и означает сообщество живых организмов, среду их обитания, а также систему связей, осуществляющую обмен энергией между ними.

Образовательная экосистема формирует связи между формальным и неформальным обучением, существующими поставщиками образования и его новыми участниками, между «поставщиками услуг» (в основном преподавателями) и «пользователями услуг» (в основном учащимися).

Экосистема, по мнению авторов, должна обладать важными качествами, такими как способность быстро адаптироваться к меняющемуся миру и масштабироваться от размеров малой группы учащихся до сообщества, покрывающего всю планету.

Оценка успеха

Говоря о методике оценки и индикации успеха учащихся, авторы приводят краткие описания проектов Pearson, BlackBoard, Mozilla Open Badges, Knewton и Kaplan, UCLA Center for Digital Behavior, International Educational Data Mining Society.

Перечисленные проекты в разных точках земного шара работают над оценкой достижений учащихся: от системы бейджей до анализа поведения учащихся в режиме онлайн.

При этом исследователи предупреждают о потенциальных опасностях повсеместной оценки результатов учащихся, например таких, как раскол сообществ на основании результативных показателей.

Образовательное пространство

Докладчики считают, что образование будущего должно разворачиваться внутри образовательных экосистем, а не только внутри образовательных организаций.

С этой целью они рассматривают глобальные образовательные платформы, позволяющие обучать огромное количество людей по всему миру, а также городское пространство, которое должно превратиться в образовательную среду, помогающую реализовать принцип непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Этот процесс мы уже наблюдаем. В России повсеместно открываются так называемые «третьи места» для взаимодействия сообществ, в том числе для образования: например, коворкинги или лектории в парках и вузах.

Эволюционные образовательные сообщества (ЭОС)

Основная цель ЭОС создать общий контекст, общие смыслы, общее видение будущего, на основе которого могут объединяться и взаимодействовать городские сообщества; и, соответственно, развить событийное пространство города, создающего место для работы и форматы взаимодействия сообществ.

Сейчас такие сообщества распространены в основном в кругах «музейщиков» и «театралов».

Классическая музейная форма давно устарела, и поэтому музейные работники от стеклянных витрин переходят к улицам, живым людям и их историям и работают со смыслами и местными контекстами.

В целом исследования показывают, что уже намечены пути решения проблем, существующих в мировом образовании. Конечно, еще будут меняться спрогнозированные сейчас сроки преобразований, будут корректироваться содержание и предложенные формы образования будущего. Но процесс запущен, и в обозримом будущем мы с вами сможем испытать на себе и прожить новые интересные формы образования.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться