Качество образования // Статья

Наталья Шадрина: «В 20 пилотных субъектах будут реализованы разработанные региональные модели управления системой образования»

15 августа в рамках проведения Байкальского образовательного форума Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора и Министерства образования Республики Бурятия проводит круглый стол «Преобразование институтов управления в системе образования».
  • 25 июля 2018

Наталья Шадрина: «В 20 пилотных субъектах будут реализованы  разработанные региональные модели управления  системой образования»

В работе круглого стола планируется участие министра образования Сахалинской области Натальи Антоновны Мурашовой, представителей региональных министерств образования и других деятелей общественности.

Модераторами станут депутат Государственной думы Алдар Дамдинов и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Продюсер «Вестей образования» Мария Фадеева поговорила с заместителем директора «Эврики» Натальей Шадриной о главных темах мероприятия.

– Наталья Максимовна, какие ключевые моменты будут обсуждаться за круглым столом?

– Сейчас в субъектах Российской Федерации реализуется проект по разработке эффективных региональных моделей управления образовательными организациями. Двадцать пилотных субъектов разработали свои модели, потому что субъекты все разные по плотности проживания, по численности населения и по численности образовательных организаций. Сегодня существуют три рабочие региональные модели управления системой образования в регионе. Задача круглого стола не просто обобщить какие-то итоги, результаты годовой реализации этого проекта, но и выстроить следующий шаг развития проекта.

– Когда в регионах начнется работа над проектом?

– Некоторые субъекты приступили к реализации проекта, например, Кировская область, которая уже демонстрирует некоторые результаты. Многие субъекты разработали нормативно – правовую базу проекта и приступят к практической реализации с 1 сентября. У всех субъектов, принимающих участие в проекте, есть своя дорожная карта, и каждый будет действовать в соответствии с ней.

– Расскажите чуть поподробнее про модели управления системой образования в регионе.

– Первая модель – передача полномочий органов местного самоуправления на уровень субъекта с передачей движимого и недвижимого имущества. То есть школа полностью становится государственной, и содержание имущества становится обязанностью Министерства образования.

Вторая модель – это передача учредительства, но без имущества. Имущество остается за муниципалитетом.

И третья модель – заключение соглашений между Министерством образования субъекта и органами местного самоуправления (муниципалитетом) о согласовании руководителя, о процедуре аттестации, о доведении субсидий в полном объеме до образовательного органа.

Все три модели разные, но внутри каждой модели существует возможность обучения в сетевой форме. Это такой ход, который позволит ребенку, если он проживает в какой-то крайней точке самого субъекта, получать качественное образование, возможно, в столице. А то, что сегодня не хватает учителей разных направлений, которые могли бы вести разные образовательные области, особенно в малокомплектных школах в отдаленных селах, – это, конечно, не секрет. Иногда один учитель ведет и математику, и физику, и русский язык. Такие прецеденты все еще встречаются. Мне кажется, что сам проект задает некоторое развитие внутри субъекта.

– Эти модели уже где-то работают?

– Хочу привести пример Республики Тыва. Министр образования вместе со своей командой проехала во все муниципалитеты, где есть школы, которые предполагается перевести в государственные, и встретилась со всеми гражданами. Это был такой сход граждан внутри села, и они оказали ей поддержку и согласились. По факту сегодня они признали, что муниципалитет не справляется с теми задачами, которые ставит перед ними система образования. И, конечно, все заинтересованы в качественном образовании школьника. Но здесь важна позиция Министерства образования перед гражданским сообществом, которее берет на себя некое обязательство. Они говорят, что да, качество образования ваших детей повысится. Это ответственный шаг.

Так же мы разговаривали с Первым заместителем министра информатизации и связи Республики Тыва, Насюрюн Ураной Валерьевной

Первоочередную задачу, которую поставил перед собой субъект в рамках этого проекта – школам, которые станут государственными, провести хороший, качественный Интернет (скорость Интернета будет до 100 МГбит). Это, конечно, такой движок получается. Некий проект, который инициирован Министерством образования внутри субъекта, задает ситуацию развития для всего региона.

– В чем могут заключаться риски?

– Субъектам был дан год на то, чтобы они подумали относительно своей модели, начали разработку нормативно-правовых актов. Это было необходимо для того, чтобы понимать, с какими существенными сложностями они могут столкнуться. Риски есть, и про них важно говорить. Мы понимаем, что в случае передачи управления на уровень субъекта муниципалитета многие утрачивают влияние над образовательными организациями. И здесь важна роль самой системы образования, которая инициирует этот шаг для того, чтобы договориться. То есть мы договариваемся с гражданами и несем перед ними личную ответственность (как министр, как правительство) для реализации этого проекта. Риски есть, но, мне кажется, важно отработать сами механизмы каждого шага: как говорить с сообществом, как позиционировать этот проект и как его реализовать, чтобы повысилось качество образования.

Еще один риск – развитие инфраструктуры. Создание условий для работы в сети. Потому что как иначе мы будем получать качественное образование, если не через среду?

И наконец, подготовка учителей. Учителя сегодня работают по-разному, не всегда хорошо. Но это, скорее, не проблема учителей, а повод к грамотному повышению квалификации и созданию такого нового понятия, как сетевая культура, сетевой учитель, цифровизация оценки.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться