Качество образования // Тема дня

ЕГЭ вернут в родные школы?

В Совете Федерации предложили ограничить проведение ЕГЭ родными школами и не возить старшеклассников в пункты проведения экзамена (ППЭ).
  • 18 июля 2018

ЕГЭ вернут в родные школы?
Фото: in-kolomna.ru

Необходимость ехать на ЕГЭ в другую школу и даже в другой город – дополнительный стресс для детей. Об этом говорилось на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила чиновникам проработать вместе с Министерством просвещения и Рособрнадзором вопрос о создании благожелательной обстановки во время сдачи ЕГЭ.

Большинство из 300 жалоб, поступивших на ежегодную горячую линию Общественной палаты РФ (с 2009 г. ее проводит Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования), касалось плохой организации работы ППЭ, грубого или равнодушного обращения с школьниками в чужой школе.

«Моя дочь сдавала профильную математику, – пожаловалась москвичка в 2018 году. – Ей стало плохо, верхнее давление повысилось до 146. Вызвали скорую, была сделана кардиограмма, даны лекарственные препараты. После отъезда скорой представители ППЭ сказали дочери: „Что ты здесь сидишь и рыдаешь? Чем дольше ты здесь сидишь, тем меньше времени у тебя на экзамен. Иди дописывай“».

В прошлые годы родители и учителя жаловались на то, что детей везли на ЕГЭ за 250 километров и предлагали выехать в три часа ночи (Саратовская область). Других школьников доставляли в ППЭ за 200 км (Ростовская область). Дети приезжали на экзамен в таком состоянии, в котором просто невозможно сдавать единый экзамен (Костромская область).

Сенатор Ольга Тимофеева отметила, что если школа оборудована видеокамерами, можно обойтись без стресса нового места и никуда не везти детей.

Проведение Единого госэкзамена в родных школах сняло бы многие проблемы, отметили в Совете Федерации. Это не требует внесения изменений в законодательство. В первую очередь можно предложить проводить ЕГЭ школам, которые снабжены камерами видеонаблюдения.

Сенатор Елена Афанасьева назвала меры безопасности в ППЭ и способы предотвращения нарушений при сдаче ЕГЭ слишком суровыми по отношению к участникам экзамена.

«Почему все подозревают школьника в том, что он может пронести на ЕГЭ шпаргалку?» – спросила она коллег.

Зинаида Драгункина, глава Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, рассказала о том, как беседовала с педагогами на «Территории смыслов на Клязьме». Педагоги встретили аплодисментами идею проводить ЕГЭ в родных школах. Драгункина призналась, что сама аплодировала этому предложению.

Что думают об этом выпускники и преподаватели?

Маргарита Бриткевич, директор ГБОУ «Школа № 1374»:

– 12 июля в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета по науке, образованию и культуре по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Участники заседания не только обсудили механизмы работы с педагогами во время подготовки процедуры проведения экзамена, но и выдвинули ряд предложений по повышению комфортности процедуры проведения ЕГЭ для учащихся. Среди них, в частности, проведение экзамена в «родной» для выпускников школе.

На мой взгляд, эта мера действительно может повысить как комфорт, так и безопасность обучающихся при проведении экзамена.

Ведь самым главным фактором обеспечения академической честности является не место проведения, а условия организации процедуры, соблюдение всех норм и правил командой организаторов на ППЭ при проведении экзамена. А это забота педагогов!

Я уверена, что если учитель захочет, то ни один выпускник не сможет списать во время экзамена. И потом, уже столько сделано в направлении обеспечения ППЭ системой видеонаблюдения, которая позволяет все фиксировать в режиме онлайн.

Считаю, что именно мы, взрослые, должны продолжать эффективно и честно работать на ЕГЭ, а ученики могут спокойно оставаться в своих школах.

Предложение мне кажется полезным: дети в своих стенах, а педагоги других школ приходят к ним. Почему бы и нет?

Галина Иванова, преподаватель:

– Я считаю, что должна быть другая школа.

Во-первых, если дети готовы, то это ничего не меняет.

Они взрослые и должны уже быть готовы к жизненным трудностям. Это репетиция этих трудностей.

Во- вторых, будут искать лазейки в туалетах, чтобы припрятать шпаргалки (что и наблюдается даже в других школах).

Ирина Кавалжи, Пушкинская школа № 1500:

– Я считаю, что психологически выпускникам будет легче, если ЕГЭ будет проводиться в своей школе.

Экзамен всегда вызывает стресс, потому что каждый понимает, что от этого зависит его поступление. В таких условиях порой даже стрессоустойчивому человеку сложно преодолеть свой страх.

Столько лет человек учится в одной школе, а в столь ответственный момент ему приходится находиться в другой школе, да и к тому же среди незнакомых учителей.

Я думаю, что возможно обеспечить качественное наблюдение за учениками во время экзамена в своей школе тоже, чтобы никто не смог воспользоваться чьей-то помощью.

Фарида, выпускница Пушкинской школы № 1500:

– Я сдавала экзамены в Москве и сначала подумала, что нет необходимости что-то менять, ведь поехать в другую школу вовсе не составляло труда, тем более все экзамены я сдавала в одном учебном заведении.

Но, прочитав комментарии по отправленной Вами ссылке, я убедилась в том, что это действительно составляет неудобства для экзаменуемых других регионов, ведь им нужно добираться достаточно долго, что очень сложно в стрессовом состоянии. Поэтому было бы удобнее сдавать экзамены в родных школах.

С целью более качественной проверки знаний можно менять своих учителей на учителей других школ.

Но в этом случае ехать придется учителям.

Многие учащиеся действительно испытывают сильное волнение и страх. Связано ли это со школой, в которой сдаешь, я сказать не могу. В пользу такого изменения у меня лишь тот факт, что ученики плохо чувствуют себе после дороги.

Мария, выпускница школы № 1652 (2014 год):

– По моему опыту, это необходимо, чтобы не ощущать давления чужих стен и хладнокровных, равнодушных преподавателей – смотрящих, которые находятся в своих стенах.

А с другой стороны.

Никто не будет под тебя всю жизнь подстраиваться. ЕГЭ – отчасти экзамен жизни на выносливость.

Анастасия Коновалова, выпускница Ногинской гимназии:

– Я думаю, что идею проведения ЕГЭ в родной школе необходимо претворить в жизнь.

Сама обстановка, царящая в другой школе, не только некомфортная, но и нервирующая.

Когда наш класс сдавал русский, никаких проблем вроде не возникало. И экзаменаторы, и организаторы были приветливы. Но в любом случае то место не сравнилось бы с нашей родной школой, в которой мы чувствовали себя спокойно и к которой мы привыкли.

Татьяна Зарахович, преподаватель МБОУ СОШ № 24:

– Мне кажется, что лучше оставить все как есть. Система устоялась, и снова ее ломать нет смысла.

Объективность экзаменов необходима. Это частично обеспечивается и тем, что выпускники сдают ЕГЭ в других школах.

Екатерина Бровко, преподаватель словесности Лицея НИУ ВШЭ:

– Может быть, моим ученикам везет: никто из них не жаловался на грубость или даже равнодушие со стороны организаторов ППЭ. А может, просто внимание фокусируется на другом: вряд ли вы будете ожидать участия и поддержки от охранников предприятия в день, когда идете устраиваться туда на работу, – а роли, которая отводится преподавателям в ППЭ, сложно подобрать более подходящее сравнение.

Я столь же далека от наивного вопрошания: «Почему все подозревают школьника в том, что он может пронести на ЕГЭ шпаргалку?» – сколь далек его автор от школьной практики, и считаю, что контроль за честностью проведения экзамена – прямая ответственность его организаторов.

Но вот обратная сторона: коллега рассказала, что получила от члена ГЭК замечание по поводу «излишней доброжелательности по отношению к экзаменуемым». Какой же должна быть норма общения, предусмотренная системой, чтобы доброжелательность оказалась «излишней»?

Пока контроль за честностью и доброжелательность не могут ужиться в одной ситуации общения, о преимуществах проведения экзамена в школе, которую ученик оканчивает, вряд ли можно спорить.

Возникают вопросы: кто будет обеспечивать организацию – «родной» преподавательский состав или все же учителя извне? А ведь люди роднее стен!

Во всех ли школах будут созданы подобающие условия?

Ведь если право проводить ЕГЭ заслужат только учебные заведения, имеющие возможность оборудовать классы видеокамерами, компьютерами и принтерами в нужном количестве, экзамен перестанет быть единым.

Ну и о больном:

Не сместится ли фокус обсуждения результатов ЕГЭ с его содержания и критериев проверки на алгоритм проведения?

Наконец, как преподаватель, которому, возможно, придется вести занятия в классе, оборудованном видеокамерами, пожелаю себе и коллегам, чтобы камеры эти работали только во время экзамена.

А время занятий – пусть остается оно временем свободы и творчества.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться