Качество образования // Статья

Не всему научат в школе. Часть 1

В FM-Продакшн прошел круглый стол, посвященный проблемам современного образования. Гостями стали эксперты в области традиционного и альтернативного образования, а также школьники и их родители. Какие проблемы обсуждались?
  • 14 июля 2018

Не всему научат в школе. Часть 1
Фото: ceccheriniarredamenti.it

Школьное образование – важный элемент в современном обществе. И столь пристальное внимание вполне объяснимо. И уже не только из-за ЕГЭ и разных образовательных реформ.

Сегодня к школе иные требования. Основная задача – дать тот комплекс знаний и навыков, которые позволят ребенку самореализоваться в современных условиях жизни. Выполняет ли эту задачу школа? Отстает ли школа от современных реалий, и каким сегодня видится современный учитель?

Что дает традиционное обучение

Директор 42-й гимназии Генриетта Татарникова не согласна с обвинениями в адрес школы. Альтернативные формы образования доступны каждому, в том числе и в школе, считает Генриетта Викторовна. Причем учителя идут навстречу ребятам, выбравшим для себя такую форму.

«Дети в 42-й гимназии имеют возможность заниматься по индивидуальным образовательным программам. Они могут посещать уроки тех преподавателей, которых выбрали, и в то же время получать знания помимо школы – это очно-заочная форма образования.

Есть семейная форма обучения детей до 9-го класса, или самообразование в 10-м и 11-м классах. У нас двое ребятишек закончили 10–11-й классы за год. Педагоги давали консультации, потом приняли зачет», – рассказала Татарникова.

По ее словам, метапредметность, которой так славится европейское образование, в наших школах тоже набирает обороты. Это подразумевают и ФГОСы.

И все же главное, по мнению директора школы, не знание предметов, а их понимание. Именно поэтому традиционное образование выигрывает перед альтернативными формами:

«Иметь глубокие знания необходимо, чтобы анализировать и получать конкретные знания в той или иной области.

Стать “шапкосшибателем” и забивать учителя фактами, которых начитался в Интернете, очень легко. А вот анализировать, понимать эти факты, знать, где их использовать, это то, чему мы учим в школе.

Этому чаще всего сегодня учат учителя старшего поколения, которые много в свое время читали, думали над тем, что они прочитали, соединяли и анализировали эти факты. Это старое поколение и наиболее ценное».

Такой же точки зрения придерживается и победитель конкурса «Учитель года Алтая-2018», преподаватель информатики барнаульской гимназии № 74 Иван Гребенкин:

«Кроме предметных результатов, мы, учителя, формируем личностные результаты, пытаемся готовить людей, которые думают, решают. И мы также должны готовить их к тому, что придется постоянно переучиваться.

Например, когда я вышел из института, все, что я учил, безнадежно устарело.

Мы должны научить детей учиться и подстраивать свой опыт под современные реалии.

И для этого есть много инструментов. Но в этом случае все решают кадры. Самое главное – это отношение учителя к тому, что он делает. Учитель должен быть крутым образовательным технологом, который смог бы мотивировать детей учиться».

Разрыв между школьными и жизненными реалиями

Директор по развитию языкового центра «Тринити» Ольга Згордан считает, что современное школьное образование устарело:

«Сегодня традиционное школьное образование можно сравнить с кирпичами, которые ты под себя никак переложить не можешь. А современному обществу нужны пазлы, которые подходят именно тебе.

Я иногда сталкиваюсь с детьми, которые в школе на уроке информатики пишут алгоритмы и ждут, что в 9-м классе их наконец впустят в компьютерный класс. Но сегодня уже все дети имеют гаджеты. И существует нативное обучение через гаджеты, есть адаптивное обучение, нелинейное, когда ты сам составляешь себе программу.

Я понимаю, что школа сегодня может только подвести к этому. К сожалению, не все учителя сегодня могут за собой вести.

Современные потребности дальнейшей профессиональной деятельности и то, что предлагает школа – это огромный разрыв. Даже лексика, которая сегодня преподносится детям в учебниках иностранного языка, – а я знаю все эти учебники – устарела. И чтобы чего-то добиться, надо учить намного дальше».

В качестве альтернативного примера глубокого образования Згордан приводит «Университет 20.35», который умеет создавать «цифрового двойника» обучающегося.

«Система полностью учитывает, что ты изучил, что ты прошел, чтобы не было такой поверхностной темы. Тебе подсказывает, что ты должен изучить еще по этой теме и почему. В школах пока мы этого сделать не можем», – уточняет Ольга Згордан.

Руководитель рекрутингового агентства «DELO» Наталья Соколова подтверждает, что сегодня рынок труда выдвигает иные требования к специалистам, чем 10 лет назад. В первую очередь они должны быть «подкованы» в разных отраслях:

«Рынок труда сегодня – это рынок талантов. И Ксения права, говоря о необходимости получить знания в разных отраслях. Сегодня надо сочетать в себе большое количество разных знаний, которые, казалось бы, не связаны между собой.

Школа не много этому учит.

Если раньше опасались людей, которые успели поработать в разных сферах, то сегодня они приветствуются.

Раньше со страхом относились к людям, которые начинали свое дело. Сейчас работодатель говорит: “Дайте мне человека с опытом предпринимательства, неважно какой у него был результат – но он будет понимать, чего от него хотят”.

Бизнесу сегодня выгодно оптимизировать все возможные ресурсы. Чтобы в человеке сложилось много всего: менеджер, маркетолог, тут же пиарщик, хороший коммуникатор и так далее. И проявлять себя надо как можно раньше».

Взгляд на ФГОС

С тем, что подход к образованию меняется, не спорит и начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Дроздова:

«Да, раньше все воспринималось так: выучился, пришел работать, и по этой специальности работаешь всю жизнь. Сегодня человек должен быть готов к тому, что он несколько раз поменяет работу. И все же школа ориентирована на среднестатистического ученика.

Введение ФГОС и альтернативных форм образования дают возможность развиваться каждому ребенку.

Каждый ребенок талантлив, если только появится педагог, который увидит этого ребенка и раскроет его талант.

У нас в Родинском районе есть небольшое село, там всего 60 человек. Но в селе есть талантливейший педагог-музыкант, он не сотрудник этой школы, но у него все дети из этой школы играют на каких-то инструментах. Они то в Германию, то в Австрию, то еще куда-то выезжают с концертами. Одни дети выпускаются, а он других берет – и они такие же талантливые!

Вот на это сегодня нацелены ФГОС, которые предусматривают занятия с детьми в рамках внеурочной деятельности. Да, он это предполагает, но пока нет тех, кто бы в школе смог организовать такие занятия. Педагоги к этому не готовы.

Но с другой стороны:

Педагоги не могут быть семи пядей во лбу. Все же это должна быть работа в совокупности, с подключением других институтов – спорта, культуры.

ФГОС предполагают и нелинейное расписание. Но сегодня мало это ввести, это надо готовить».

Начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Алтайского края просит не забывать, что помимо детей, которые постигают науки самостоятельно, в школе есть и другие дети – с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), либо не успевающие.

«В прошлом году у нас в крае экзамен по математике в 9-м классе с первого раза не сдали более шести тысяч человек! – замечает Дроздова. – Хотя, кажется, все элементарно, но дети это решить не могут. Поэтому школа направлена на среднестатистического ученика.

Все желающие имеют право выбрать альтернативные формы: очно-заочные, семейное образование, самообразование, частные школы».

Разговор сводится к индивидуализации обучения, считает Иван Гребенкин. Однако насколько это необходимо средней образовательной школе – это, по его мнению, еще вопрос:

«Когда я учился, было то же самое. Я в школе хотел программировать, но учитель не мог мне этого дать. И я сам это изучал, ну и что? Школа позволила мне сформировать мировоззрение.

Но не все дети понимают, чего они хотят.

Не все дети высокомотивированные, чтобы изучать то, что хотят. И если мы этих детей ничему учить не будем, что получится тогда?

С другой стороны, есть дети, в которых учителя видят какие-то задатки, мы можем их сориентировать. Именно это позволяет ФГОС, который вводит системно-деятельностный подход и нативное обучение».

По словам Елены Никитенко, тот самый «системно-деятельностный подход к обучению», который сейчас пропагандируют ФГОС, талантливые педагоги осуществляли и раньше. А вот сейчас далеко не все учителя понимают, что прячется за этим выражением.

«ФГОСы хороши для тех, кто хорошо понимает их структуру, кто уже подготовлен. Я была на открытом уроке по ФГОСам, – рассказывает Елена Никитенко, – его вела учитель, которая мне очень нравится и, на мой взгляд, очень умная.

Но как такового урока я не увидела. Детей посадили по группам и сказали: „А сейчас каждая группа должна выбрать лидеров. Лидер – это тот человек, который сейчас подойдет ко мне и получит инструкцию“.

“Лидеры” подошли, инструкцию получили и стали писать по ним весь урок. Потом их попросили заполнить розовые и голубые бумажки. А после этого им сказали: “На этих маленьких бумажках еще нарисуйте смайл”.

По итогам урока учитель сказала “Я выполнила урок по ФГОСам, которые требуют деятельностного подхода”.

Я хочу сказать, что когда есть правила и регламенты, прописанные сверху, и которые не идут от моей души и сердца, то происходит формализм».

Чем недовольны родители

Любопытно, что, в свою очередь, родители задаются вопросом, почему школа культивирует несамостоятельность в детях, в результате чего они не могут справиться с заданиями.

«Еще в начальной школе детям дают задания, которые ребенок в принципе выполнить не может, а потому привлекаются родители», – рассказала читательница Amic.ru Оксана.

«Более того, в некоторых школах даже поощряется, когда это задание выполняет родитель, – продолжает Оксана. – Например, у нас на урок труда дети принесли поделки, которые явно выполнили родителями. Тех же детей, которые сами сделали работу и, конечно, не так красиво, как взрослые, просто высмеяли.

Мой ребенок теперь отказывается ходить на этот урок».

«У нас преподаватель не принимала у ребенка рисунок на уроке рисования, ставила двойку. Дочка несколько раз перерисовывала рисунок, и все равно педагог его не принимал. Тогда я сама нарисовала этот рисунок. Учителя и в этом случае не удовлетворила работа.

Тогда к нам подключилась бабушка с профессиональным художественным образованием. И только после этого преподаватель поставила положительную оценку со словами: “Что раньше-то так не сделала?”» – написала родитель Кристина.

«У нас в классе даже сочинения за детей пишут родители», – утверждает родитель Ирина.

И поясняет: «Во время урока дети составляют план сочинения, а родители дома “сочиняют”, чтобы у всего класса были хорошие оценки».

«Сейчас родители настолько включены в школьную жизнь, что детям там практически и места уже нет, – подтверждает рассказы родителей Наталья Соколова. – С чем это связано? Слишком сложные задания? Или родители сами берут на себя слишком много, обесточивая сами своих детей, не давая им себя проявить?

А потом с такими детьми родители приходят на трудоустройство и присутствуют на собеседованиях и при этом уверены, что их такого ребенка должны взять на эту работу. А брать не хочется – он ни к чему не приспособлен».

Гюнель Мамедова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube