Министерство просвещения, в ведении которого останутся общее и среднее профессиональное образование, и Министерство науки и высшего образования, к компетенции которого будут относиться вопросы деятельности научных учреждений и вузов, в том числе и педагогических.
Однако остается открытым вопрос о том, кто будет руководить политикой в области педагогического образования, которое неразрывно связано со школами и со всеми изменениями, происходящими в этой сфере.
Как разделить полномочия по решению столь непростого вопроса?
Своим мнением делится Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета:
– Надо жестко разделить педагогическое образование и педагогические вузы. Это две совершенно разные реальности. Безусловно, Минпрос должен оказывать влияние на установление стандартов в высшей школе, в том числе и стандартов подготовки по направлению «Педагогическое образование». Кто-то ведь должен будет отразить требования школьных стандартов в стандартах подготовки педагогов. Однако общие требования к стандартам высшей школы должны быть за Миннауки. Иначе не удастся соблюсти общую методологию построения стандартов. Под образовательными результатами, компетенциями, модулями, дисциплинами и т.п. будут пониматься совершенно разные вещи. А это постоянные конфликты, суды, обманы потребителей...
Если же говорить о так называемых педагогических вузах, то, естественно, от отраслевого деления вузов пора уходить. Нигде в мире такого больше нет. Все вузы, даже медицинские и аграрные, должны быть переданы в ведение Миннауки. Тут две причины:
– на сегодня педагогические компетенции востребованы далеко за пределами системы образования, они требуются в системе консультирования, подбора персонала, организации профессионального роста, торговле, рекреационной сфере и т.п. Везде, где люди работают с людьми. А это означает, что педагогическое образование должно регулироваться в одном ключе вместе с юридическим, экономическим, инженерным и другими профилями высшей школы. У всех этих направлений есть ядерный общий набор компетентностей;
– большая часть педагогов сейчас готовится в классических университетах. И они, понятное дело, должны быть в ведении Миннауки. В этом смысле выделять малую часть подготовки педагогов в лице педвузов и передавать в ведение Минпроса нецелесообразно. Да и в бывших отраслевых педвузах половина специалистов учатся не по педагогическим направлениям подготовки.