Качество образования // Статья

Сергей Зинин: С головой хватит любому учителю, чтобы творить

3 апреля в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему: «Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов для школьной программы по литературе».
  • 4 апреля 2018

Сергей Зинин: С головой хватит любому учителю, чтобы творить

Новые Стандарты по литературе вызвали неоднозначную реакцию в педагогических и академических кругах. 19 марта в Интернете появилось обращение Гильдии словесников с критикой стандартов по литературе.

Суть претензий

«Проект стандарта составлен непрофессионально, не опирается на мнение учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий и подрывает авторитет российского образования».

С развернутыми отзывами на проект выступили преподаватели и научные сотрудники вузов, институтов РАН, составлены заключения от профильных кафедр.

За обновление ФГОС

Среди участников пресс-конференции оппонентов новой редакции ФГОС не оказалось. По общему мнению присутствующих экспертов, изменения в Стандарты были необходимы, поскольку давно назрели.

«Общий запрос и педагогического, и родительского сообщества за конкретизацию содержания образования», – отметил в своем выступлении директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Петров.

По его словам, эта работа в Минобрнауки началась с конца 2016 года.

На форуме Общероссийского народного фронта говорилось о необходимости перейти «от рамочности к конкретике».
Именно по итогам данного форума было принято поручение президента РФ по реализации комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования. Рассматриваемый в настоящее время проект ФГОС — результат выполнения этого поручения.

Ставка на учителя

«В нынешнем стандарте содержатся только общие установки на изучение литературы. Ноу-хау этой редакции – дать материал, на котором мы воспитываем детей», – подчеркнул профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета Сергей Зинин.

Примерные основные образовательные программы носят рекомендательный характер, поэтому учителя вправе были выбирать любые произведения для изучения на уроках. И не было никакой гарантии, что педагог выберет «Капитанскую дочку» Пушкина, а не «Парфюмера» Патрика Зюскинда.

То есть была ставка на «разумного, адекватного учителя» и на то, что он сделает правильный выбор.

Вариативность Стандарта

«Существующий ныне стандарт – рамочный. Некоторые в этой рамке видят Гоголя и Пушкина, а есть учителя, которые видят в этой рамке свой портрет», – констатировал Сергей Зинин.

В то же время он опроверг мнение о том, что новая редакция ФГОС не оставляет педагогам свободы творчества. Наоборот.

В новой концепции ФГОС заложено 70% обязательного содержания и 30% — вариативного.

«С головой хватит любому учителю, чтобы творить», – заметил Сергей Зинин и привел в качестве примера европейские страны, в которых предусмотрена вариативная часть в объеме не более 10%, и «эту планку ни в коем случае нельзя превысить».

Единое пространство

Руководитель всероссийского проекта «Моя страна — моя семья» Валерия Райзман затронула тему единого образовательного пространства, которое будет создано благодаря новой редакции Стандартов.

Валерия Райзман вспомнила свое советское детство, когда можно было спокойно переезжать из одного города в другой и учиться в разных школах по одной и той же программе, а современным детям сложно адаптироваться в условиях разнообразия программ и учебников.

Больные темы

Участники пресс-конференции попытались ответить на острые вопросы, которые часто поднимаются в СМИ.

Например, Сергей Зинин опроверг сведения о перегруженном списке по литературе для основной школы, который якобы включает 235 произведений.

По словам Сергея Зинина, в этом списке чуть более 180 книг, из них – 115 стихотворений, а программа по литературе в 5-м классе рассчитана на 3 часа в неделю.

Андрей Петров не согласился с тем, что не было общественного обсуждения новой редакции Стандартов.

«Содержательные единицы в новом проекте ФГОС взяты из Примерных основных образовательных программ, из рабочих программ школ», – подчеркнул Андрей Петров. Они рассматривались в Федеральном учебно-методическом объединении, в состав которого входят учителя из разных регионов.

К чему пришли

В настоящее время специалисты РАО обрабатывают замечания и предложения, поступившие от членов Совета по ФГОС при Минобрнауки.

  • Окончательный вариант Стандартов для 5–9-х классов планируется опубликовать на сайте через 1–2 недели.
  • Стандарты для начальной школы направлены на утверждение в Минюст.
  • ФГОС для 10–11-х классов в настоящее время находятся в процессе разработки, они будут представлены для общественного обсуждения во второй половине этого года.

Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться